Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

03.03.2017

03.03.2017

«Алые паруса»

Эта феерия Александра Грина, наверное, самое романтическое произведение в российской литературе. В мировой – не знаю, у них там может что-то свое быть, но в российской – точно.  Да собственно, в российской литературе это единственная феерия, других не было. «Мистерии» были, а феерий нет.

Что есть «феерия»? Сказочное зрелище, представление, волшебное зрелище, фантасмагория. Вот «Алые паруса» — это всё оно и есть.

По сюжету это незамысловатая сказочка, по то что девушка ждет принца – и таки он приезжает, чтобы забрать ее куда-то там. В тексте, заметим, даже не сказано, куда потом героиню увезли. Вот и все.

И при этом простеньком донельзя сюжете, история подана так, что ее уже век читают люди, читают – и восторгаются. Как Александр Грин подобрал нужные слова, кто ворожил ему — не знаю, но он смог подобрать ключ к миллионам, если не миллиардам сердец.

Впрочем, Грин для меня автор-загадка. Посмотрите в сети на его портрет. Это хмурый и нелюдимый человек с суровым лицом. Как ему удавалось писать такие светлые и щемящие книги? Непонятно. Нет, автор романтических книг не обязательно должен быть красавцем с улыбкой до ушей, но в данном случае это было бы гармонично. Будь на его месте лучезарный Сергей Есенин или даже меланхоличный Блок – паззл бы сошелся, а тут… Нет, нет, решительно не понимаю.

Но именно мрачный Грин писал солнечные книги, в которых плескала о берег волна, шумели многолюдные портовые города Зурбаган и Лисс, летал Ариэль и ждала Грея Ассоль.

Своего апогея популярность «Алых парусов» достигла в романтические 60-е. Время и книга нашли друг друга. Всякий порядочный молодой человек в те годы, если он находился в лодке (независимо от водоема, где это происходило), завидев на берегу девушку, тут же вставал и начинал громко орать:

— Аааассссоооль!

И всякая девушка, услышав это страстное выражение чувств, тут же отвечала:

— Я здеееесь!

Ну, а дальше как пойдет. Но, по заверениям знающих людей срабатывало в 8 случаях из 10.

Огромную толику популярности книге добавила экранизация. И снова редкий случай – книга и фильм оказались равнозначно хороши. В первую очередь, конечно, благодаря режиссеру Птушко. Он беспрецедентно трепетно отнесся к литературной основе, перенеся ее на экран слово в слово и практически ничего от себя не добавляя. Разве что только сделал Грея сторонником революционных идей да зачем-то уморил его матушку, которая в книге терпеливо ждала сына из странствий.

Ну, и актеры. Их ансамбль подобран был идеально. Замечу отдельно – для многих артистов этот фильм был одним из первых. Лановой, Ануфриев и, конечно же, Анастасия Вертинская – они в этом фильме юны и потому правдивы. Если не ошибаюсь, Вертинская вообще была еще школьницей во время съемок.

И несмотря на это они не теряются на фоне таких титанов как Переверзев, Хвыля, Федорова, Мартинсон. Кстати – я числю одним из лучших эпизодов в фильме сцену диалога Ассоль и угольщика Филиппа, роль которого как раз и играл Сергей Мартинсон. Сквозь время и через экран видно, как бережно Мартинсон отыгрывает на Вертинскую, если вглядеться, то заметно, как через маску угольщика проступает мудрый добрый человек и великий артист, который любуется талантливейшей дебютанткой, у которой впереди заслуженная любовь миллионов.

И это было так. Вертинская стала иконой десятилетия, Лановой, и без того уже любимый зрителями вообще и зрительницами в частности, взлетел так высоко, что до сих пор никто его не столкнул с этих круч.

А фильм стал классикой и вошел в число лент, которые непременно показывает любой телеканал хотя бы пару раз в год, а то и чаще. Я, собственно, пост вообще на другую тему хотел писать, но вот глянул опять «Алые паруса» и решил написать о них.

Да, вот еще что, следует упомянуть другой рекорд этой книги. Наверное, ее мало кто сможет переплюнуть в части количества театральных постановок. Ну, разве что может «Чайка», «Три сестры» и «Женитьба», да и только за счет того, что они появились на свет раньше.

Количеству спектаклей по этой книге нет числа, только я сам был как минимум на пяти. И их число растет – раз в два-три года в каком-нибудь театре их ставят снова и снова. И мюзикл, понятное дело, уже забабахали, причем, по-моему, даже не один.

И окончательно увековечили бриг «Секрет» в славном городе Санкт-Петербурге. Там ежегодно проводят праздник, который совпадает с выпускным вечером. И это очень красиво, аж завидки берут! Представьте только – Петербург, июнь, теплая белая ночь, Дворцовая площадь – и вот в русло Невы входит корабль под алыми парусами, символ красоты, верности и мечты. Очень символично. Мне-то, старому цинику, это кажется прекрасным, что уж говорить о молодых людях обоего пола.

Молодцы питерцы. Уважаю. У нас в Москве просто бухают в кабаках, на теплоходах и в спортзалах, без всякой романтики.

Ну, и заканчивая пост. Знаете, если меня попросят назвать лучшую сказку, которая была создана за все время существования человечества, я тихонько попрошу про себя прощения у Сент-Экзюпери, и все-таки произнесу: «Алые паруса». «Маленький принц» великая книга, она учит доброте. А «Алые паруса» — дают надежду. Это, как мне кажется, сейчас для нас нужнее.

03.03.2017: 2 комментария

Комментарии запрещены.