09.01.2017
Раздел «Кино»
«Гардемарины, вперед» (окончание)
Так что «Гардемарины» — это был прорыв. Вот такое громкое слово, но вполне оправданное. Не скажу, что именно из них потом выросли все исторические российские сериалы, но кое-какие камушки в основу этого величественного здания они заложили.
Еще можно смело сказать, что «Гардемарины» были кузницей кадров. Все молодые актеры, кроме Лютаевой («Анастасия, звезда моя!») до того засветились в фильмах, многие даже не в одном, причем на главных ролях (тот же Харатьян отлично сыграл в «Зеленом фургоне»), но статус всенародных любимцев им дал именно этот сериал. И, что примечательно, они, в отличии от нынешних звезд, которые зажигаются только на то время, пока сериал идет в эфир (вспомните «Не родись красивой», казалось бы,… И где они все?) сохранили этот статус до сих пор. Ну, в большей или меньшей мере – но их помнят.
А вот книга, по которой сняли фильм, как-то бестселлером не стала. Многие даже не знают, что он вообще снят по роману писательницы Нины Соротокиной, точнее – по первой части ее романа, которая называлась «Трое из навигацкой школы». Там и продолжение было, романа два или три, но я их прочесть не смог, если честно. Тот случай, когда фильм лучшее и живее, чем книга, по моему личному мнению. Тот же Брильи в романе выведен как достаточно душный и нудный тип. А в фильме? Масса энергии, страсти, романтизма. Кое-кто из моих одноклассниц сильно не одобрял Ягужинскую, что та связалась с Беловым и не слиняла в Париж с Брильи. Как они говорили:
— Он хоть и немолодой уже, зато мужчина очень интересный. А этот красавчик, конечно, да только у него шило в одном месте. И чего? Ей сидеть, его ждать всю дорогу?
Они уже тогда были практичны, мои одноклассницы.
Сам Боярский говорил, что по большому счету он играл постаревшего Д’Артаньяна.
Потом еще были продолжения, даже целых два, но, увы, успеха в массах они не снискали. Вроде и режиссер тот же, и часть актеров перекочевала из одного фильма в другой, и антураж есть, а не взлетело.
Как мне думается, Дружинина сделала неверный ход, поставив на кинопрокат и на кинокартину, а не на сериал. В результате неплохой замысел, который можно было красиво развить, она ужала до полутора часов экранного времени, убрав приятственную неспешность повествования, лирические отступления, антуражность эпохи и часть персонажей, оставив только рваную канву сюжета, гонки на лошадях и перестрелки в снегах России. Сами же гардемарины стали больше мушкетерами, которые просто добираются из точки «а» в точку «б», выпаливая натужные шутки и задорно бренча шпагами. Этого добра у нас и до этого хватало, мы-то хотели другого?
Например, лично мне не хватило Лядащева, доброго человека из Тайной канцелярии. Чертовски красивый персонаж, глубокий, великолепно сыгранный Абдуловым. Это был такой гвоздь в сюжете, без которого здание второго фильма изрядно накренилось.
Так и вышло – тут персонаж не попал во второй фильм, там персонаж тоже исчез в никуда – и что на выходе?
В первых «Гардемаринах» была история молодых людей, попавших в жернова политики и не сдающихся обстоятельствам, им можно было сопереживать. Во втором фильме всего этого не оказалось, зато появились герои со шпагами наголо, которые в сочувствии не нуждались.
Вердикт был единый – «не то». До конца второй фильм я досмотрел, но третью часть оставил за бортом. А смысл? Говорят, что она еще хуже второй.
Мало того. Сейчас вроде как четвертую снимают. Я посмотрел кастинг лист – только головой покрутил. Семенович, Орбакайте, Навка, Пресняков, Билан… Жесть… То ли фильм, то ли новогодний мюзикл. Еще Гальцева сюда надо, Ани Лорак и «новых русских бабок».
Наверное, можно было бы еще упомянуть о куче исторических несоответствий в этом сериале, их там в самом деле вагон и маленькая тележка, но делать я этого не буду. А зачем? Светлана Дружинина снимала хороший фильм о дружбе и любви – это у нее получилось превосходно. Историческая достоверность тут вторична. И отдельно замечу – позже она поставила «Тайны дворцовых переворотов», уже именно что историческую картину о веке 18, великолепном и страшном – и сделала это превосходно. По крайней мере – первые шесть фильмов сделаны очень здорово, я уже про это писал. Кто не видел – непременно посмотрите, оно того стоит.
И еще. Если в следующие новогодние снова покажут «Гардемаринов» (а их покажут) – непременно гляну. Раньше вряд ли, а вот через годик – само то. Больно они в эти праздничные дни хорошо пошли.
А мне понравилась третья часть. Не такая задорная, как первая, но она глубже. Чем-то трилогию «Хроники Жихаря» напоминает в плане настроения.
Вторая и третья часть — чем дальше тем хуже. Вторую еще Боярский вытянул сценой смерти. Там же это было? Не актер — глыба. А третья вообще ппц.