16.12.2016
Новый Год
Поработаю сегодня утром «Капитаном Очевидностью» — а Новый год-то уже не за горами! Осталось до него всего-ничего – пара недель, так что нет причины не написать по этому поводу несколько постов.
Новый год, по моему мнению, один из двух настоящих массовых праздников, которые празднуются в нашей стране. Остальные – либо непонятные, либо вообще не праздники.
Например – 8 марта и 23 февраля. Я не поклонник западной культуры, но их «День матери» и «День отца» мне кажутся наиболее правильными, чем день международный женский день (который празднуется только в одной конкретно взятой стране) и день армии и флота. Армия и флот – это прекрасно, но вот только сколько представителей сильного пола из тех, кто надирается в данный праздник, успело на самом деле побегать в сапогах? Не думаю, что прямо вот все-все. Так что – на Западе умнее придумали. Мама и папа – это для каждого человека святое.
Опять же – Первое мая. Снова – международный день, на этот раз солидарности трудящихся. То есть по идее, клерк Антуан из Москва-сити в этот день должен брататься с дядей Петей, сантехником из Жулебино – они же оба трудящиеся. И еще компанию им должны составить художник Жюль из Парижа, продавец хот-догов Мванга откуда-нибудь из Нью-Йорка и веселый канадский лесоруб Стивен. Ну, а чего? Они же все трудящиеся.
Чушь? Чушь.
И это я молчу про 4 ноября – день примирения и согласия. Кого с кем? Примирения солдат с матросами? Согласия крестьян с рабочими? Или, если исходить из бредовых объяснений тех, кто этот праздник сколько-то лет назад придумал, русских с поляками?
Так что – никакие это не праздники, а лишние выходные. И вот против этого я ничего не имею, особенно в мае.
Про разные маркетинговые непонятные изыски, вроде «Дня святого Валентина» или Хеллоуина я даже говорить не стану, это вообще непонятно что такое есть.
А вот Новый год и 9 мая – это настоящие праздники. Всенародные, то есть – они на самом деле затрагивают каждого из жителей нашей страны. Один светлый и грустный, потому как нет в России семьи, в которой хоть кто-нибудь не воевал, второй веселый и бесшабашный. В эти праздники люди больше расположены друг к другу, почти не ругаются в транспорте и местах общественного присутствия и ищут общества себе подобных. Даже налить могут незнакомым людям, показывая всю широту русской души.
Последнее особенно верно для Нового года.
Кстати – это еще и старейший из нынешних праздников, по крайней мере – светских. То есть – Масленица и Рождество – это прекрасно, но они по сути своей нечто другое.
Ввел Новый год в оборот, если так можно выразиться, еще аж Петр Первый, император прогрессивный и пьющий, а потому – неугомонный и изобретательный. Учредил он праздник сей на середину зимы, и повелел «а января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет — то по всем знатным дворам боярам, и окольничим, и думным, и ближним, и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям каждому на своем дворе из небольших пушечек, если у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. И по улицам большим, где пространство есть, января с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров, или хвороста, или соломы. А где мелкие дворы — собравшись по пять или шесть дворов такой огонь класть или, кто захочет, на столбиках поставить по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполняя соломой или хворостом зажигать.»
Народ у нас сильных лидеров уважает, а потому уже больше трехста лет и зажигает, и постреливает из того, у кого что есть, как и было велено. Петр Первый – он такой, он, если что, и ОТТУДА достанет тех, кто его не слушает.
Впрочем, первые лет двести Новый год шел по разряду второстепенных праздников – в приоритете было Рождество, оно считалось главнейшим из торжеств, наряду с Пасхой и только в 20 веке расстановка приоритетов изменилась.
Революция сначала отменила оба праздника, как буржуазные, но потом, в какой-то момент, таки вернула Новый Год, сообразив, что без него все-таки как-то не так. Надо же каким-то образом фиксировать смену лет и подводить итоги прошедшего года? А собрание куда удобнее проводить совместно с празднованием чего-либо, тогда явка 100% будет.
Вот так все и закрутилось. А потом и елка вернулась, и дед Мороз пришел, в компании со Снегурочкой. Как это не удивительно, но эта парочка появилась только в 30-х годах 20 века, а не притопала из глубины времен. Красный халат, борода до пояса, посох и мешок за плечами, равно как и девочка в синей шубке и с русой косой – изобретение новейшего времени. В царской России про эту парочку слыхом не слыхивали. Там были Морозко, Великий старец Севера и дедушка Зима, но это все другие персонажи. Имелась еще Снегурочка из поэмы Островского, но это была совсем другая история, которая, правда и дала имя внучке Деда Мороза.
А привычных нам Деда Мороза и Снегурочку придумали художники, журналисты и кинематографисты, и, конечно, мультипликаторы. Но про это я отдельный пост напишу.
Так что – хороший праздник Новый год. Все, как я уже и писал, хотя бы на одну ночь становятся добрее, светлее, радостнее. Граждане нашей страны что-то загадывают под бой курантов, надеются на то, что следующий год будет лучше уходящего, делают всякие глупости, вроде сжигания бумажек и поглощения пепла от них с шампанским. И еще все от чистого сердца желают и знакомым, и незнакомым людям добра. А это уже немало.
Фотография взята из открытых источников.