25.07.2016
Раздел «Пресса»
«Искатель» (часть первая)
Фантастику любят читать почти все. Кто-то читает любую фантастику – от социально-заумной до «Звездной мести» Петухова, кто-то любит конкретный жанр, например – «космическую оперу».
В СССР (а в данном случае речь идет именно о нем) фантастику тоже любили читать, причем очень сильно. Но не всегда была такая возможность. Нет, нельзя сказать, чтобы ее не публиковали вовсе – выходили сборники вроде «Фантастика-69» или альманахи «Мир приключений». Была дико дефицитная серия «Библиотека советской фантастики», так называемая «с кружочком» и производная от нее «маленькая серия», пусть с бумажной обложкой и клееная, но зато в ней можно было увидеть Стругацких или Варшавского. Ну, и «БПиНФ» иногда радовала читателя изысками, вроде сборника «Талисман» или «Обитаемого острова» с «Фаэтами».
Но любая из этих книг сразу попадала в разряд «редкость» и до прилавка, как правило, она не доходила, оседая в читальных залах библиотек (что реже) и на полках людей, приближенных к книготорговле (что чаще).
Да и то – вся эта роскошь появилась уже во второй половине семидесятых, а фантастику народ любил читать и до того.
И детективы – тоже. А может – даже еще больше, чем фантастику.
Уж не знаю – эти ли соображения двигали теми, кто придумал журнал «Искатель» или какие другие, но в 1961 году свет увидел его первый выпуск.
«Искатель» не был отдельным изданием, он был приложением к журналу «Вокруг света» — одному из самых титулованных и востребованных в СССР журналов. Кстати, если не ошибаюсь, но именно в «Вокруг света» впервые в нашей стране был опубликован Стивен Кинг со своим романом «Туман», и было это году в 1987 или 1988. Или сначала была «Мертвая зона»? Уже не помню, а гуглить лень.
Так вот – «Искатель» являлся приложением к журналу, и это сразу опечалило всех книголюбов страны, которые уже после первого выпуска данного издания сказали: «Дождались! Спасибо тебе, Министерство печати в целом и ВЛКСМ в частности!»
Резонный вопрос – «Почему опечалило?».
А потому что на приложение не оформляется подписка, то есть гарантированно забронировать себе все выпуски этого дивного журнала на год – не получится, он будет продаваться только в розницу. И все, что остается – договариваться с киоскером, сулить ему мзду, дарить дефицитные конфеты, если это «она» и ежедневно поить его пивом, если это «он». Кстати – мой родитель шел именно по «конфетному» пути, поскольку жанровую литературу он очень уважал. У меня до сих пор где-то лежит единственный уцелевший еще от тех времен журнал с гениальным рассказом Варшавского «Петля гистерезиса» (если не читали – настоятельно рекомендую. Это шедевр). Увы, остальные поглотило время и переезды, как это обычно и бывает.
Да и что оставалось делать любителям фантастики? Ведь «Искатель», который моментально стал самым востребованным изданием в СССР того стоил.
Ведь это был журнал, который состоял только из детективов, приключений и фантастики. Ни отчетов со строек социализма, ни портретов ударников, ни даже новостей спорта – только чистый жанр.
А уж когда там начали печатать Сименона, Шекли и даже, подумать только, Чейза, то популярность его зашкалила до небес.
Но про то, кто там печатался и что было дальше – завтра.
Я с 86 года был подписан на «Уральский следопыт» . Там я познакомился с творчеством В. Крапивина .
«Уральский следопыт» — тема для отдельного поста.