Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

29.07.2016

Раздел «Веяния времени»

Видеосалоны

80-е

На самом деле – я благодарен видеосалонам за то, что они в каком-то смысле привили мне хороший вкус в западном кино. Нет-нет, речь не о Бертолуччи, Феллини и Пазолини, я их как тогда смотреть не стал бы, так и сейчас они мне сто лет не сдались. Их фильмы со всеми этими полунамеками, кучкой клоунов, играющей бравурный марш и грустным глазом в пол-экрана – для высоколобой публики. Я – не она. И мне даже не стыдно. По той же причине я никогда не читаю лауреатов всяких там «Букеров», поскольку точно знаю — если лауреат заумной премии – значит книга тоскливая до невозможности. Хорошая и интересная книга такую премию сроду не получит.

Так вот – видеосалоны.

Появились они году в 1987, когда понятия «видеомагнитофон» и «видеокассета» уже перестали сопрягаться с уголовным кодексом, и стали существовать по отдельности.

Поняв это, ловкие ребята из тех, которые впоследствии стали коммерсантами первой волны, стали инвестировать деньги в незамысловатый бизнес, которому и посвящен этот пост.

Что было нужно для старт-апа? Да почти ничего, такие тогда были времена.

И все-таки. Для начала было нужно помещение. Как правило арендовались красные уголки в домах старой постройки, пустующие площади в библиотеках (такое тогда было нормой вещей) – в общем – практически любые закутки, главное, чтобы туда влезло двадцать – двадцать пять стульев, и чтобы там электричество было.

Еще были нужны телевизор с декодером (если он был отечественный) и видеомагнитофон, причем последний – непременно импортный, ибо отечественное чудовище под названием «ВМ-12» жевало пленку кассет с завидной периодичностью. Дома – оно еще ничего, но тут-то – зрители. Они раз простят, два простят, а на третий и побить могут. Да и кассету жалко, она двадцать пять рублей стоит.

Вот, собственно, и все. А, еще пятерка в день участковому, чтобы вопросы не задавал.

Видеосалоны высыпали как грибы в сезон – густо, много и сразу. И каждый из них приносил владельцам бешеную прибыли, отбивая расходы за неделю, если не быстрее. В этом не было ничего удивительного – в день было четыре – десять сеансов, все стулья всегда были заняты, а налоги никто не платил. Даже бандитам эти ребята ничего не отстегивали поначалу – те еще только нарождались как класс.

Летом же видеосалонщики выезжали на природу, в дачные места, где за десять-двадцать рублей арендовали сельские клубы на все выходные. Сам на таких показах бывал – аншлаги, народ стоя смотрел! Оно и понятно – так-то в клубе обычно «Белые волки» с Гойко Митичем или «Цветок в пыли» показывают, даже очень скучающий дачник подобное смотреть не сможет. А тут – «Злобный терминатор-убийца из будущего» (клянусь, так и было написано на афишке).

Ах, да, самое главное – как это выглядело. Подготовку описал, а сам процесс…

Все было просто. В помещении расставлялись стулья, в центре ставился телевизор, тушился свет и включалась кассета с фильмом. Все. Вот такое вот «хоум видео», простите за иронию. И стоило это – один рубль, который тогда еще был рублем. Все те же четыре -десять сеансов в день, двадцать-тридцать человек на сеансе – и вуаля! Чистый доход – двести-триста рублей в день. Вот так закладывались стартовые капиталы многих в будущем серьезных бизнесменов. Никакой иронии – люди оседлали волну, это достойно уважения.

И, как говорилось в начале — я им благодарен. У меня видак появился в 1990, но я к тому времени уже видел всю классику боевика – «Коммандо», «Кобру», «Красную жару», «Входит дракон» и так далее. Многое – не по одному разу. «Доспехи бога», например, я видел раз пять или семь. Ох, Джеки там был крут! Как он тогда этих монахов месил! И песни там были офигенские, ну, помните, когда там показ моделей – и монахи с автоматами?

Извините, занесло. Так вот – репертуар эти ребята подбирали с умом. Кто пойдет смотреть заумь? Да никто. А вот – «Восемнадцать бронзовых бойцов Шао-Линя» — все.

Ну, а вечером – сеанс «детям до восемнадцати», частенько не по рублю, а по два. «Греческая смоковница», «Эммануэль», «Горячая жевательная резинка», «Семь шведок». По сути – безобидные вещи, но тогдашнему зрителю так не казалось. Небалованный он был тогда еще.

Кстати – не слышал, чтобы даже за большие деньги эти ребята показывали что-то «погорячее». Дело не в принципах, дело в том, что Уголовный кодекс тогда за это карал суровее, чем сейчас.

Видеосалоны были местом, где мы весело и познавательно проводили вечера в конце 80-х, и по окончанию уроков был совершенно нормальным явлением диалог вроде:

— Чего сегодня в «библиотеке»? (там был самый близкий к нам видеосалон)

— «Река смерти» с Дудиковым.

— А, это который «Американский ниндзя».

Набор движений и звуков, обозначающих лихую схватку в стиле кунг-фу.

Это означало одно – вечером у нас «Река смерти». Кстати – классный фильм.

Закончилось все так же быстро, как и началось. Году в 1990 видаков у народа стало побольше, в 1991 открылись первые рынки техники, где ими торговали с машин, как капустой, а к 1993 если не видеомагнитофон, то уж видеоплеер был практически в любом доме, как сейчас DVD.

Что до видеосалонов — они сгинули еще до 93, не дожидаясь окончательного краха, они ушли в небытие как раз в аккурат со страной, в которой появились, а может даже и раньше. Точнее – они сменили вывеску, из «Видеосалонов» став «Видеопрокатами», но об этом в другой раз.

Фотография взята из открытого источника.

: 2 комментария

  1. А какие были переводы у этих фильмов. Потом в кинотеатрах когда появились фильмы с полным дубляжом ,они пересматривались и резали слух. Я и сейчас бы с удовольствием смотрел бы все фильмы с старыми переводчиками)))

Комментарии запрещены.