27.12.2016
Раздел «Новый Год»
Новогоднее кино.
Новогодние фильмы – они у каждого свои. Априори считается что главный новогодний фильм — это «Ирония судьбы или с легким паром». Кто так решил, почему – мне лично не до конца понятно. Ну да, музыка Таливердиева, случайно услышанная где-то, в самом деле будит аппетит и как бы намекает – а не откушать ли «оливье». Но музыка – это не весь фильм. Я бы сказал – это совсем не фильм.
Лично я эту кинокартину не слишком люблю. Даже не то, что не люблю, это слишком резко сказано. Скорее – не разделяю всеобщих ежегодных восторгов, хотя и признаю ее некий культовый статус.
Та же «Карнавальная ночь» того же Рязанова для меня куда более новогодняя лента, тем более что именно с неё новогоднее кино и началось.
До «Карнавальной ночи» подобного не было. То есть в фильмах Новый год фигурировал, но он был фоном, а не лейтмотивом, как, например, в «Чуке и Геке». Рязанов открыл дорогу этому жанру и вскоре у него появились последователи.
Нельзя сказать, что их было много, но они нашлись, причем частенько продолжатели заимствовали и форму фильма, предложенную Рязановым, создавая некий концертный дивертисмент, скрепленный сюжетной канвой.
Как пример – «Эта веселая планета». Там спели, и сплясали, и фокусы показали, выдали пару всесоюзных хитов – и все это на фоне некой условной истории про пришельцев.
Еще были такие «Сказки русского леса», сейчас уже совсем плотно забытые. А жаль, фильм-то нерядовой. Евгений Леонов и Олег Ануфриев, молодые и талантливые отправляются в новогодний лес и встречают там Пьеху, Дина Рида и кучу других популярных в то время персонажей. Еще этот фильм примечателен тем, что там можно целиком послушать «Песенку про султана» из «Кавказской пленницы». Целиком – это с вырезанным в окончательной версии третьим куплетом. В тот момент фильм Гайдая существовал только в черновом варианте, и цензура до него еще не добралась, вот песня целиком в «Сказки» и вошла.
Лариса Шепитько, будущая звезда советского арт-хауса свою режиссерскую карьеру начала с подобного фильма. Назывался он «В тринадцатом часу ночи» и повествовал о том, как в новогоднюю ночь к нашей отечественной нечисти (которую играла вся тогдашняя актерская элита – от Папанова до Вицина) пожаловал европейский гном. Сценарий был так себе, но те актеры, которых собрала Шепитько и на сомнительном материале выдали шедевр. Да и почерк будущего великого режиссера был хорошо виден.
Ближе к восьмидесятым подобные ленты вышли из моды, их полностью заменили «Голубые огоньки», где актерские изыски сменились конферансом и перестали отвлекать зрителей от еды и музыки.
Зато это создало пространство для маневра кинематографистам и года с 1977 появляется хорошая традиция – первого января непременно проходит премьера двухсерийной музыкальной комедии, с лучшими актерами и в водевильном стиле. Их снимали конкретно под новогодние праздники, именно так появились на свет «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «Принцесса цирка», «Трое в лодке, не считая собаки» и масса других лент.
Впрочем, и просто новогоднее кино снимать не перестали. Помимо упомянутой «Иронии судьбы» появились еще «Ищите женщину», «Как стать счастливым», «Серебряное ревю». Можно еще вспомнить «Новогодние приключения Вити и Маши», взрослые их тоже уважали. Там был Боярский.
И совсем уж хорошо стало в новейшее время. Новогодние ленты снимают пачками, причем, увы, больше частью достаточно низкосортные, построенные на избитых штампах и трюках. Ошиблись квартирой, увидели друг друга, влюбились – ну и так далее. И непременно – объятия под падающим снегом с сопровождением оркестра. Приветствуется камео звезды первого эшелона, вроде Киркорова или Галкина.
Нет и штамп можно снять красиво, но пока не получается. Точнее – не у всех получается, бывают и добротные ленты. Например – «Новогоднй экспресс» с Егором Бероевым или «Президент и его внучка» Кеосаяна.
Еще есть «Елки», каждый год появляются все новые и новые серии этой франтшизы. А то и парочка. Не стану говорить ни хорошего, ни плохого. Первые три фильма мне понравились, а остальные я не смотрел, подозревая, что ничего нового я уже не увижу. И нынешние, этого года, смотреть тоже не буду. А зачем? Но это не значит, что всем надо поступать так же, как я.
Возвращаясь к началу поста, я повторюсь – новогодних фильмов много и у каждого он свой. Тот самый, увидев даже фрагмент которого, ты ощущаешь – все, Новый Год настает. Для меня это «Чародеи», которых я ни разу не упомянул в этом посте.
Просто о нем я хочу отдельно написать завтра.
Фотография взята из открытых источников.