20.04.2017
Раздел «Персоны»
Георгий Вицин
Как-то с Конаном я прозевал тот факт, что великому русскому актеру Георгию Вицину исполнилось сто лет. Точнее – исполнилось бы, увы Георгий Михайлович покинул этот мир еще в 2001 году.
Актерская удача – штука непредсказуемая. Бывает, что актер гениален, но так и не выпадает ему шанс раскрыться. Роль нужная не подворачивается, режиссера своего не находит или просто времена на дворе такие, что не судьба ему реализовать себя. Впрочем, иногда они сами виноваты в этом – ожидая свою роль, ту самую, они отказываются от всего остального и упускают в результате свой шанс.
К Вицину это все не имеет никакого отношения. Его актерские звезды сошлись на небе так, как заслуживал этого его великий дар. Но при этом все это с вышеупомянутого неба ему в руки не свалилось, он получил свою славу и свои роли полностью по заслугам.
Будучи уже известным артистом, сыграв главные роли в фильмах талантливейших режиссеров он никогда не отказывался от эпизодов в картинах новичков. И иногда эти эпизоды были чуть ли не главным, что запоминалось в тех фильмах.
Простой пример. «Путь к причалу» Георгия Данелии, тогда еще начинающего, «Мимино», «Не горюй» и «Кин-дза-дза» были у него впереди. Роль – всего ничего, пьянчужка в вытрезвителе. Но какая она яркая, эта роль, как запоминается этот Великанкин, которого сыграл Вицин.
А совершенно замечательный пьянчужка в «Первом троллейбусе»? Который: «Я маленькая балеринка». Экранное присутствие – минуты полторы – и какой яркий образ. И какой обаятельный.
А дед Мосий в «Максиме Перепелице»? Молодой еще по сути Вицин невероятно органичен в этом образе. «Какие команды подаются при салютационной стрельбе?».
Кстати, одна из самых ярких черт Георгия Михайловича – умение быть актером без возраста. Ладно дед Мосий, молодого под старика загримировать можно. А вот «Женитьба Бальзаминова», где Вицин в 47 лет сыграл двадцатипятилетнего Мишеньку – это да. Народ, ему было 47!!!! Шагалова, которая играла его мать была младше на 6 лет! И это без всякой компьютерной графики, о которой тогда никто даже не слыхивал, по причине отсутствия компьютеров.
Палитра красок у Георгия Михайловича была богатейшая, зачастую играя однообразные роли, тех же пьяниц, он никогда не повторялся. Каждый образ был филигранно выточен, если можно так сказать. То же – да не то же.
Но кинороли – это не единственное, что стоит отметить. Озвучивание – вот в чем ему не было равных. Народ, кто еще из СССР, согласитесь – голос Вицина для нас всех был так же естественен, как голоса мам, пап и бабушек. Мы слышали его с того момента, как начинали что-то осознавать. Разнообразные мультипликационные зайцы, снеговики, коты и котята – это все Вицин. «Мешок яблок», «Сокровища волшебника Бахрама» и, конечно, «Домовенок Кузя». Мы на этом росли, мы знаем этот голос как свой. И не только мы – наши дети его знают, и внуки знать будут. Потому как лучше, чем тогда, мультики не снимут и не озвучат. Некому.
Возможно, я сейчас возьму на себя лишнее, но как мне думается, Георгий Михайлович прожил по-настоящему счастливую жизнь. Он отдал ее любимому делу, он видел то, что люди радуются его труду и видел плоды с того дерева, что посадил – и я сейчас не о материальной стороне вопроса, а кое о чем другом. Как по мне – это и есть счастье.