Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

21.04.2017

21.04.2017

О математических задачах и классической философии

Вчера чадо приперло из школы свои работы по олимпиадам.

Чтобы было понятно – это не те олимпиады, которые олимпиады, ну, когда ученики разных школ собираются в одном месте и меряются знаниями – у кого багаж больше. Нет, такие сейчас тоже, наверное, есть, но тут все проще, я бы сказал – камернее. Здесь все происходит на месте, учитель распечатывает листки с заданиями, раздает их классу, те эти работы делают, сдают, потом все это проверяется и в зависимости от количества правильных ответов ребята получают дипломы – первой, второй или третьей степени. Ну, или сертификат о том, что ты вообще в этом участвовал, на предмет того, чтобы никто не ушел обиженным.

Чадо, по причине своего легкого раздолбайства, результат выдает с переменным успехом, всякий раз поражая нас тем, что сложные задачи и вопросы решает с легкостью и неизменно валится на примитивных моментах. В литературе он безошибочно ответил на то, как звали Есенина (откуда он про это в своем первом классе знает, вроде рано им его читать) и еще какой-то вопрос, что-то вроде «каким по счету вагоном была раздавлена А.Каренина», но зато не смог ответить, кто написал «Что такое хорошо и что такое плохо», выбрав в вариантах ответа некоего поэта Лосева, которого я даже не знаю. Ну да, они до Маяковского не добрались еще, у них пока в чести Чуковский, Барто, Заходер и Сутеев, но я как-то ему это стихотворение цитировал. Мог бы и вспомнить.

А Есенина, кстати, даже не упоминал.

Так вот, к чему я. Бог с ней, с литературой, куда веселее математика. Несколько вопросов были штатные, несложные, но вот задачи – они бодрят, одну из них, последнюю по счету, я даже вчера выложил в группу ВК, была интересна позиция коммьюнити – мне одному кажется, что это далеко не уровень первого класса или нет?

Собственно, задача:

«»Купили карандаши, ручки и ластики — всего 18 предметов. Олег посчитал карандаши и ластики. Всего получилось 10 штук. Коля посчитал ручки и ластики. Их тоже получилось 10 штук. Сколько купили ластиков?»

Супруга, с ее математическим складом ума быстро выяснила, что ластиков было два. Что до меня – я с математикой не дружу и потому поверил ей на слово, зато полез в дебри логики, предполагая, что может, тут с подвохом задача, может, карандаши сразу со стиралками были? Кстати, я не один такой, в группе потом кто-то тоже эту версию высказал.

Так вот – обсуждение было. Народ поминал «круги Эйлера», уравнения с тремя неизвестными и писал развернутые ответы в шести действиях. И дружно сходились на том, что для первого класса это реально крутовато.

Так вот фигня в том, что ребята-первоклассники эту задачу решили! Блин, они ее решили!

Как?

Я уверен, что в моем 1 «Б» классе, в 1980-81 учебном году с ней справились бы единицы. Или вообще никто. Я специально глянул в сети учебник по арифметике за первый класс, тот, старый. Подобного рядом не лежало.

К чему я веду? Народ, а они умнее нас тогдашних. И я даже скажу почему. Тому причиной информационное поле, оно у них невероятно широкое. Они поглощают огромное количество информации, что ведет к куда более быстрому развитию кругозора и мыслительных способностей.

Еще один пример – из тех же олимпиад.

Была у них еще олимпиада по окружающему миру. Это сразу обо всем – какой у нас флаг, какая птичка зимует в городе и так далее. Так вот там был вопрос – «как называется жилище народов Севера, сделанное из снега и льда». Чадо безошибочно ответило «иглу». Я, узнав об этом, удивился. До якутских и нанайских сказок мы с ним еще не дошли, хоть они и дивно хороши, про быт народов льда и стужи тоже, вроде не говорили, и в школе про подобное тоже вроде речь не шла. Так откуда он про это знает?

Собственно, это я у него и спросил.

— Видел – ответило мне чадо и хрустнуло печенькой – В «Гравити Фоллз» вроде. Или еще в каком-то мультике. А, точно – в «Даше-путешественнице».

Ну, про первый ничего не скажу, кроме того, что там герои визуально один страшнее другого, а второй знаю. Хороший и полезный мультфильм, как раз на географически-познавательную тему. У нас ничего такого не было, разве что «Восемьдесят дней вокруг света».

А сколько они (по крайней мере мой) смотрят разных программ по «Нэшнл географикс» и другим каналам? Чадо месяца три назад увидело то ли по «ТВ-3», то ли по «Рен-ТВ» программу о возникновении человечества, правда, с закидонами в мистику и пришельцев. Это произвело на него сильное впечатление, и мы еще недели две обсуждали вопросы о верности теории Дарвина и потомки ли мы пришельцев.

Для справки – я в его возрасте о мироздании вообще не задумывался. Максимум знал то, что земля круглая.

Я не берусь судить – хорошо это или плохо. Но, скорее всего – хорошо. Наше время – время знаний и умения работать с большими объемами информации, именно это у них сейчас в школе в приоритете. Но тут, правда, есть нюанс – нам очень повезло с учителем, она у нас старой закалки, потому именно учит, а не отрабатывает рабочие часы. И, что меня безумно радует, не просто учит запоминать. Она их учит думать. Думать. И это самое главное.

Впрочем, они и сами молодцы. Да вот хоть бы возьмем вчера. Эта разудалая банда из 1 «А» взяла и запросто решила вопрос, над которым тысячелетиями бились философы всех стран. Они точно выяснили что было раньше – курица или яйцо. Серьезно. Они вчера на уроке технологии курицу лепили, из пластилина и еще какой-то хрени. А основой этой курицы была принесенная из дома скорлупа яйца. Все, задача решена, по любому первым было яйцо. И чего люди голову ломали?

Суровые русские дети, чо….