Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

19.05.2017

19.05.2017

Радиоспектакли

Это тема, к которой я давно собирался подобраться, да все никак не получалось. То какая-то другая идея отвлечет, то майская метель в Городе начнется, то еще чего. Но сегодня вот, наконец, совпало.

Про радио я уже писал, если быть более точным – про станцию «Маяк». Радио в СССР любили. Мало того – годов до шестидесятых это был чуть ли не единственный источник круглосуточных развлечений для большинства граждан. Это в столицах и крупных городах хорошо – там тебе и театр, и пивные бары, и кино хоть каждый день. И телевизор почти у каждого есть. Ну да, по нему программы только вечером идут, но есть же?

На периферии с развлечениями было похуже. Нет, никакого ужаса-ужаса там не было, не следует думать, что в деревнях и небольших городках люди вечерами при «керосинках» сидели, а главной забавой у них было свиньям хвосты крутить. При каждом мало-мальски населенном пункте непременно был клуб, где показывали кино, местная самодеятельность концерты устраивала, туда приезжали артисты, ну и так далее. Ну – и танцы, опять же. Советская власть о населении в этом отношении думала – и я сейчас не иронизирую.

Но это случалось не каждый день, а культуры хотелось. И вот тут выручало радио. По нему и концерт передадут, и новости расскажут, а вечером – радиоспектакль.

Радиоспектакли 60-80 – это в большинстве своем шедевры не меньшие, чем то, что игралось на сцене. А в чем-то они даже и превосходили визуальные версии. В театре ты видишь, что происходит – декорации, костюмы, актерскую пластику и мимику. А в радиопостановке этого всего нет и перед артистом стоит куда более серьезная задача – сделать так, чтобы слушатель смог себе представить все то, чего он не видит.

Потому в большинстве радиопостановок были задействованы лучшие из лучших, те, кто телефонный справочник на «бис» сыграют.

Если посмотреть актерские списки всех значимых радиоспектаклей, то можно только присвистнуть и сказать:

— Однако!

Если это классический репертуар – то там отметились почти все великие «мхатовцы» — Грибов, Яншин, Баталов, Тарасова, Хмелев. Если это постановки театра «Сатиры» — Папанов, Миронов, Аросьева, Васильева, Менглет.

И так далее, прямо по театрам. Только лучшие из лучших.

Мне в свое время довелось слушать постановку «У времени в плену», причем было мне тогда лет девять или около того. Чего я мог понять? Да почти ничего, я понятия не имел ни о том, кто такой Вишневский, ни о том, что он вкладывал в эту пьесу. Но слушал до последнего слова – так меня это захватило.

И даже в 80-е, когда телевидение отжало себе почти всю аудиторию, хороший радиоспектакль мог захватить слушателя.

Году в 1988-1989, не помню уже точно, по весне показали повтор «Семнадцати мгновений весны». Это сейчас его гоняют без остановки, все серии в один день, а тогда народ радовался и сильно – лет семь-десять до этого этот фильм в эфир не шел. Соскучился народ и по Штирлицу, и по Мюллеру, и по радистке Кэт и по: «А теперь слушай внимательно, девочка».

Как и в дни премьерного показа вечером улицы пустели – народ сопереживал советскому разведчику.

Я тоже не отлипал от экрана, по сути видя этот сериал в первый раз. Нет, я его смутно помнил по детству, когда мои родители и бабушка с дедушкой смотрели его еще на Новаторов, но что я тогда мог понять? Да ничего. Помнил только, что было чуть-чуть жалко фашиста, который в своих стрелял. Вроде бы враг, а поступил хорошо, нашу спас и детишек.

А тут мне было лет уже достаточно, кое-что я успел прочесть, что-то понять и даже знал, что такое «сепаратные переговоры». О как.

Так вот. Показали, стало быть, последнюю серию, Штирлиц побродил по лесу и поехал себе в Берлин, вести свой незримый бой, пробежали титры и тут диктор, которая появилась после них на экране, и говорит:

— А теперь, товарищи, кто хочет узнать, что было дальше с нашим славным разведчиком, дружно идите к радиоприемникам. Там по первой кнопке сейчас начнется радиопостановка «Приказано выжить».

Тогда за рейтинг не боролись, потому как все были в одной упряжке – радио и телевидение.

И, натурально – по первой общесоюзной минут через пять сначала закрутили до боли знакомое «Не думай о секундах свысока», а потом начался спектакль. Штирлиц – Тихонов, Мюллер – Броневой, Шелленберг – Табаков. Сама постановка была разбита на несколько частей, ее дней пять крутили, если не ошибаюсь.

Народ к радиоприемникам прямо прилип. Даже мама моя слушала, а она «деловая» женщина уже тогда была, ее поди, удиви такими вещами.

Так что – великая штука радиоспектакли. Их, кстати, совершенно бесплатно можно послушать в сети, на официальных сайтах, они выложены в открытый доступ. Если будет время – послушайте постановки 50-70 годов, не пожалеете.

И совсем уж отдельная штука были детские спектакли. Но про это – в следующий раз.