29.06.2016
Раздел «Кино»
«АссА»
1988 год
Это был знаковый фильм, мы не знали такого выражения, но мы это чуяли нутром. Нет, по прошествии лет, года два, наверное, назад, я его пересмотрел, попытался понять, что именно меня и моих приятелей тогда так восхитило – и не понял. Нет, хорошее кино, немного сумбурное – но кровь как тогда в венах не закипала.
Впрочем, оно и ясно. Я стал старше, из головы ушел юношеский максимализм, а из страны ушел тот запах, который мы принимали за свободу и, который на поверку оказался запахом тления.
Но тогда!
Фильм растащили на цитаты, вроде «Гастрит уже есть, язву наживем» или «А теперь кончен бал. Тушим свет и курим солому», которые жутко раздражали учителей и заставляли родителей вглядываться в нас повнимательней. Просто в прессе уже начали упоминать диковинное слово «наркомания». Да и курение как таковое их не радовало.
Кстати – тогда я не понял одно высказывание, оценил его только сейчас. «Главное не стекла. Главное — ощущать себя зрячим человеком». Это – сильно.
Надо заметить, что еще «АссА» поспособствовала прокалыванию ушей наиболее сознательной части молодежи. Причем – мужской ее половины. Носить в ухе фото любимой девушки стало престижно. А если шел дождь, то фото надо было заматывать в пакетик. Полиэтиленовый.
Я сам на подобное не сподобился. Нет, девушка была, но ухо я прокалывать не стал.
Отдельной статьей шло то, что теперь называют «саундтрек». Ну, мы тогда и такого слова не знали, потому это были просто «песни из фильма».
Врать не буду – БГ мы особо в тот момент не знали, по крайней мере, моя компания, но «Старик Козлодоев» и «Плоскость» нам понравились. Да и бог, с ним, с БГ. Там был Цой!!! «45», «46» и «Ночь» еще за год до этого были заслушаны до дыр. А в январе 1988 появилась «Группа крови» и изменила наш мир так же, как «Битлз» изменили мир наших родителей.
В результате финал фильма породил слоган (и этого слова мы тоже не знали, но это был именно он).
Фраза «Перемен!» украсила фасады домов, наши парты и стены туалетов. Она была везде, на ней будущие мастера граффити оттачивали свое мастерство. На какое-то время она даже опередила таких признанных лидеров настенной живописи, как «Металлика», «Сашка-лох!» и «Подойди поближе – не льсти себе».
Диск с песнями из фильма сразу стал как раритетом, так и значимым подарком, переплюнувшим даже билеты в «Ленком» и хорошие конфетные наборы. К тому же он даже был сделан немного не по-нашему – в глянцевом конверте, с цветным кружочком на пластинке. В нашем классе он был только у Сереги, и тот, будучи парнем не жлобливым, всем желающим дал переписать его на кассеты. Правда – только у него дома, так он диски никому не давал. И – правильно делал.
А после прошло какое-то время, страна в очередной раз крутнулась на пятке и «Ассу» забыли, она осталась только в сетке дециметровых каналов и в коллекциях пластинок. Ибо – всему свое время. Но главное она сделала – пробила дорогу фильмам о молодых. Не таким, как раньше, фильмам. Но это уже совсем другая история.
А разве в 1988 Metallica уже пришла к нам? По крайней мере я не уверен, что логотип начали писать на партах. У нас точно в 1991, после выхода Черного Альбома. Асса была задолго до этого.
Тогда не понимал в чём дело, да и фильм особо не понравился, но все правильные пацаны ходили смотреть Ассу и Курьера, а через пару лет Маленькую Веры. Не помню какой из этих двух фильмов раньше был. Помню Цоя в конце, это было сильно по тем временам.