19.07.2016
Раздел «Техника»
Магнитофон «Электроника-302»
Про эту вещь можно написать много чего. И про то, что этот магнитофон («мафон», как называли его у нас, в Теплом Стане) был естественным обитателем комнаты практически любого правильного подростка середины-конца восьмидесятых годов. Речь идет о подростке мужского пола, девочки предпочитали «Весну», она симпатичнее. Девчонки, что с них возьмешь? Можно рассказать про то, как медленно он перематывал кассеты, а потому мы наловчились перекручивать их на шариковой ручке. И про то, с какими предосторожностями мы вставляли в него новую кассету, поскольку сразу было непонятно – зажует он ее или все-таки признает за свою.
Сказать можно много чего, поскольку «Электроника-302» (а позже и «Электроника-302-1 и «Электроника 302-2М», так называемая «понтовая») были верными друзьями молодежи 80-х. Верными и неуничтожаемыми.
Эти магнитофоны, в отличии от буржуйской техники, было невозможно убить. Серьезно. Они не горели в огне и не тонули в воде. Насчет последнего – проверено лично мной. Моя «Электроника» упала в пруд, за что я потом еще минут пять на полной громкости благодарил пьяненькую приятельницу из нашей компании.
Но меня можно было понять, я был зол – она утопила мой «мафон».
У берега было мелко, и я его выловил, а после, слив из него воду, опечалился. Сомнений в том, что он помер, у меня не было. Кассета, по крайней мере, точно превратилась в хлам.
И зря! Следующим утром, после того как я с опаской сунул в него уже другую кассету и нажал на кнопку, магнитофон бодро захрипел:
И ошейник раба выбивает из рук
У Магистра — и льдины трещат
За укрытое снегом золото воли
Воин бьет, не жалея меча
Он работал!
Невозможно было в это поверить – но он работал!
Хотя, с другой стороны, там ломаться было и нечему. Кроме одной детали. Ну, назовете её сами?
Правильно. «Пасик». Черная фигулька из лентопротяжного механизма. Новый достать было нереально, а летел он с завидной периодичностью.
Голь на выдумку хитра – бралась резинка, самая обычная, та, которой девчонки свои волосы стягивали, и совалась под горячую воду. После просушивалась и аккуратно разрезалась, точнее – уполовинивалась по ширине. И – вуаля! «Пасик» готов. Правда, поставить его было делом очень тонким и трудоемким, но – дорогу осилит идущий.
Еще в разряд «ремонт» входила обязательная операция по протиранию проигрывающей головки и валиков ваткой, смоченной в спирте. Это называлось «почистить головку».
— Хрипит – говорил кто-то на вечеринке, со знанием дела поднося ухо к динамику – Головки давно не чистил?
И бралась ватка, за неимением спирта смачивалась одеколоном отца того, у кого мы тусовались, после чего начиналось священнодействие.
Сейчас-то я уверен, что этими манипуляциями мы не портили вышеупомянутую «головку» только по той причине, что испортить звук «Электроники» было невозможно в принципе. Какой-нибудь японский «Шарп» от подобных процедур точно бы сдох.
А нашему «мафону» — хоть бы хны.
Очень важно после этого сакрального действа было показывать всем ватку с черной грязью на ней, чтобы люди смогли пообмениваться понимающими взглядами.
И пусть после этого «Электроника» хрипела так же, как и до того, но:
— Вот теперь дело – говорил кто-то – «Низы», кажись, по-другому совсем идут. Слышишь?
— Точняк – соглашался владелец магнитофона – Ща «Вандефул лайф» поставлю, на «медляке» это лучше слышно будет, тогда и заценим наверняка!
Но «медляк» — это уже совсем другая история.
Не «Низы»! Грязь на головке отдаляет ленту от нее, и «не проходят» высокие частоты. Точно такая-же грязь от плохой ленты могла быть и на импортной технике, протирание не вредило головкам.
А » Хрипит» из-за перегрузки динамика, эк Вы все перепутали 🙂