09.02.2017
«Утренняя почта»
Раз уж намедни коснулся этой темы – надо ее довести до ума. Тем более, что «Утренняя почта» — это была не просто телепрограмма. Это был буквально рупор СССР в области популярной музыки. Ну, или того, что музыкальная редакция ЦТ считала популярным. Иногда их мнение совпадало с народным, иногда – нет. Чаще – не совпадало, но передачу все равно смотрел почти весь Союз.
Да и то – других альтернатив не было. Года до 1987-1988 телевидение вообще не очень баловало любителей популярной музыки. С классикой – с ней все было отлично. Почитай каждый день показывали какой-нибудь концерт из зала Чайковского, часика эдак на полтора. А вот с другими музыкальными направлениями было туго.
Что предлагалось зрителю? «Музыкальный киоск» с Элеонорой Беляевой, в котором можно было увидеть одну-две песни в исполнении ВИА, которые шли в эфир между песнями народов Севера и отрывком из какой-нибудь симфонии. Пара «Голубых огоньков» в год, где тоже могло мелькнуть что-то стоящее. Еще концерт на день милиции – он как правило был очень крутой. Ну, и «Песня года». Хотя, ради правды, до 80-х она тоже была не ахти. Там в основном было: «Хлеба горбушку и ту пополам, твою половину опять пополам».
Еще имелись всякие «Шире круг», «Веселые нотки», но это была совсем уж самодеятельность.
Так что еженедельная «Утренняя почта», временами становившаяся почти фрондерской, была для зрителей окном в музыкальный мир.
Выходила она в эфир по воскресеньям, в 11-00, в аккурат тогда, когда все семейство уже было на ногах.
Вообще воскресная программа была тогда составлена по уму.
Сначала, в 9-30 показывали «Будильник» для детей, про него я непременно напишу отдельный пост.
Потом детей сменяли бабушки, которые с 10-00 до 10-30 смотрели «Здоровье».
Потом к телевизорам подсаживались отцы – начиналась «Служу Советскому Союзу». Они смотрели на съемки учений и парашюты десантуры, понимающе прищуривались и одобрительно хмыкали. Мой батя еще и бросал фразы вроде:
— Служи «сынок» как «дед» служил, а «дед» на службе не тужил.
Слыша это, я непонимающе смотрел на своего деда, который в свою очередь с иронией поглядывал на моего отца. Дед успел повоевать, в отличии от бати, но никогда об этом не рассказывал.
На, а потом у телевизора собиралась вся семья – раздавалась музыка, которую знал весь Союз, и на экране появлялся Юрий Николаев, один из самых любимых народом телеведущих.
Вообще-то ведущих у «УП» было много, но настоящим народ признавал только Николаева. Нет, и Ширвиндта с Державиным люди любили, и Татьяну Веденееву тоже (ее особенно уважали мужчины), и Валерию Рижскую, и Амаяка Акопяна, который тогда еще не баловался «сим-селябимом» с «сиськами-масиськами», но настоящим ведущим все-таки считали Николаева.
Подтянутый, красивый, элегантный он как-то сразу завоевал сердца телезрителей. Плюс именно его выпуски почему-то всегда были наиболее насыщенными хорошей музыкой. Народ тогда был еще непуганный, и многие всерьез считали, что именно ведущий подбирает музыку, которая идет в эфир. Например, именно в выпусках, которые вел Николаев чаще всего показывали гдровский «Фридрихштадтпалас балет», где полуодетые красотки ногами раскидывали. Само собой, Николаев его поставил. Он же нормальный мужик, как такую красоту другим мужикам не показать?
Помимо балета в «УП» можно было ожидать увидеть что угодно – и это было здорово. Никто никогда не знал, чего ждать – фрагмент ли из недавнего фильма, полюбившийся телезрителям, песню в исполнении любимого артиста (до сих помню номер Папанова про «моржей»), писателя-сатирика или вовсе фокусника. В этой непредсказуемости и был особый кайф.
Но во главе всего была музыка. Не совру, если скажу, что пара эфиров в «УП» могла сделать артиста звездой. Настоящей звездой, с графиком гастролей, забитым на год-полтора вперед. Впрочем, абы кого туда не звали, а уже если ты туда попал – значит, ты или уже «звезда», или стоишь на пороге этого. Достаточно вспомнить тот же «Секрет», статус которого «УП» буквально закрепила в статусе «всесоюзного», показав в 1987 году «Привет».
И перестраиваться первой начала «Утренняя почта», ее редактора шустро уловили в середине 80-х новые веяния. И пошли потихоньку-помаленьку года с 1987 в эфир модные новинки. То «Парк Горького» поставят с бомбовым хитом «Bang», то покажут «Карабаса-Барабаса», в котором молоденький Мурмулев (будущий телепродюсер и создатель «Поля чудес») в компании с Козловым (будущим кинооператором) и Медведевой (уже тогда известной художницей) выдадут настоящий «брейк», то вообще сделают выпуск из «Алушты», где ведущим будет сам Сергей Минаев!
Это было сильно и это была заявка на лидерство. Но – увы. Времена менялись быстро и монополию на модную музыку у «Утренней почты» вскоре отобрали. Ну, как отобрали? Просто появились другие программы, где молодежные хиты не разбавляли песнями Кикабизде, Магомаева и Гварцетели. Году в 1989 бахнула «50х50», тогда же, если не ошибаюсь, появился «Музыкальный ОБОЗ», после еще подтянулся «Звездный дождь» — и «УП» стали забывать.
А потом она и вовсе пропала с экранов, вместе с «Здоровьем» и «Служу Советскому Союзу».
Хотя и не навсегда. Этот формат потом много раз реанимировали – и у нас, и в Белоруссии. У «сябров» его даже вел сам Николаев.
Увы, увы, но той славы, что была, новая «Утренняя почта» не снискала, возможно потому что она стала клоном разнообразных «Новых волн» и иных забав Игоря Крутого, с тем же набором артистов и песен. Старая «УП» была программой жанровой, калейдоскопной, а здесь всего лишь «Субботний вечер на РТР», но в утреннее время.
Хотя – если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно?
Фотография взята из открытых источников