Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

15.12.2016

15.12.2016

Раздел «Пресса»

«Московский комсомолец»

Пожалуй, трудно назвать более популярную в конце 80-х — начале 90-х газету чем «Московский комсомолец». Как-то внезапно, вдруг это издание тогда лихо обошло на поворотах всех, став почти культовым.

Как раз в это время снова, как в начале века, нормой вещей стала продажа газет «с рук» у метро – так подзарабатывали студенты и некоторая часть стремительно нищавшего населения еще вчера великой страны, так вот процентов 90 из них продавали именно «МК».

Я, как и мои друзья, не пропускал ни одного номера, это было смерти подобно. И, неслыханное дело, именно эта газета читалась то что называется, «от корки до корки» — в ней было интересно вообще все, а не только последняя страница! Ни до, ни после я такого не видел.

На самом деле это конечно была заслуга тогдашнего (да и сегодняшнего) главного редактора Павла Гусева. Именно он дал достаточно почтенному изданию ускоряющий пендель, отправив его на поиски новых путей развития, после чего эта газета стала именно что молодежной.

«МК» был разумно социален – и эта социальность была созвучна времени и молодым, которые всегда по сути своей нонконформисты. В их материалах имелось некое фрондерство и противопоставление себя остальным изданиям – и это невероятно подкупало.

И еще – в тогдашнем МК каждый находил что-то для себя, то, что ему было интересно.

Для любителей музыки, например, была «Звуковая дорожка» — и хит-парад, публикуемый в ней считался наиболее авторитетным и квалифицированным. Впрочем, если не ошибаюсь, в тот момент в СССР это был вообще единственный хит-парад, других не было. Что примечательно – он еще был и объективный, то есть места в нем занимались на самом деле по заслугам, а не за веселые пиастры. Сомневаюсь, что «Машина времени» 18 месяцев подряд кому-то платила за то, что их песня занимала первое место. У них тогда уже все было и без этого хорошо.

А еще в «ЗД» (так народ называл «Звуковую дорожку») первого января публиковался годовой топ «Кто есть кто в советской музыке» и календарь с портретами музыкантов.

Для любителей острых тем о дне сегодняшнем тоже было раздолье. Материалы о «люберах» и проститутках, «металлистах» и сожительстве учителей с ученицами – все было в ассортименте. Причем, что удивительно, на тот момент еще без налета «чернухи», то есть – написано было не ради того, чтобы «пипл хавал», а профессионально. Время «желтой прессы» еще не наступило.

Именно в «МК» появилась рубрика «Срочно в номер», то есть они стали теми, кто на первый лист газеты вынес коротенькие заметки о том, что накануне случилось в городе. «Сбежал питон», «Авария на кольцевой автодороге», «Бомба в подвале» — и все такое прочее. На тот момент это было дико креативно, ничего такого мы раньше не видели. Привычный первый лист газеты – это доклады депутатов на съезде и речь товарища Косыгина. А ранее там и вовсе можно было найти только отчет о поездке генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева в братскую Монголию.

А тут – «Сгорело пять домов в Раменках». Интересно же!

Еще «МК» тогда все время был в поисках новых идей и форм. Он был дико актуален. Маленький пример.

Году в 1988 по телевизору с неожиданным фурором снова прошел первый российский телесериал «Семнадцать мгновений весны». То ли его давно не показывали, то ли просто звезды так совпали, но народ, как и за двадцать дет до этого, снова прильнул к телевизорам, а после наутро на работе с придыханием и удовольствием произносил фразы вроде: «сепаратные переговоры», «что подумает Кальтенбруннер» и «предательский заговор против фюрера». У старшеклассников же и студентов младших курсов снова вошло в моду говорить своим одноклассницам и однокурсницам: «А теперь, девочка, слушай меня внимательно».

«МК» среагировала моментально, начав публикацию тогда еще совсем нового романа Юлиана Семенова «Экспансия». В каждом новом номере можно было найти строк 80-100 этого произведения. С учетом того, что «Экспансия» — это трехтомник, причем каждый из томов – это достаточно толстая книга, то их полная публикация затянулась бы до конца века, но такой цели и не ставилось. Главное – в тексте есть Штирлиц и к этому всему создан отменный заголовок – с красивыми буквами, надписью: «Продолжение «17 мгновений» и парочкой Штирлиц-Мюллер на фотографии.

И ведь читали! И даже вырезали, собирая воедино. Сам видел.

Увы, но за бунтарскими 80-ми шли разухабистые 90-е, менялось лицо страны, менялось и лицо прессы – надо было выживать.

Со временем «МК», на мой взгляд, изрядно «пожелтел», по крайней мере острые материалы сменились пикантными, ЗД стала куда гламурней, а новости на первой странице – «жареными».

Впрочем, это все не мешает изданию оставаться одним из лидеров и иметь внушительную армию поклонников. Но лично я во второй половине 90-х качнулся в сторону «Комсомольской правды», вот такая я сволочь. А потом и вовсе перестал читать газеты, последовав мудрому совету Ф.Ф. Преображенского.

Фотография взята из открытых источников.