16.11.2016
Раздел «Сериалы»
«Графиня де Монсоро»
Сразу – речь идет именно о российском телесериале. Есть пара французских сериалов по этой книге, один давний, семидесятых годов, один – достаточно свежий. Они неплохи, но – не то. До нашего не дотягивают, хоть вроде снимались и на местах, так сказать, исторических событий.
И тем не менее – наша «Графиня» уделывает их одной левой.
Если честно, то я до сих пор не понимаю – как Жигунову, который был продюсером этого сериала, удалось тогда его снять? Причем не просто по принципу «достойная бедность», а по-настоящему – с лошадьми, костюмами, массовками, драками, натурными съемками и подлинным актерским созвездием. И это в 1995 году, в самый расцвет так называемого «кооперативного кино» а-ля Эймраджан, снятые на любительскую камеру и являющие собой подборки старых анекдотов. Это тогда называлось «российский кинематограф». И тут – костюмная драма из средневековой жизни, причем сделанная на высочайшем уровне. Вот — как?
Впрочем, это был не первый опыт Жигунова в подобном жанре. Чуть раньше вышла «Королева Марго» — тоже костюмная, тоже зрелищная, но сделанная чуть поскромнее. Дело, впрочем, тут, думаю, было в том, что Жигунов на ней просто набивал руку. Сериалу, правда, это во вред не пошло – он получился хорошим, хоть немного и отошедшим от первоисточника.
Но «Графиня» — это истинный бриллиант. И даже сегодня, двадцать лет спустя, как мне думается по качеству его так никто и не переплюнул. «По качеству» в данном случае относится ко всему сразу – режиссерская и операторская работа, костюмы, атмосфера, постановка боев, актерская игра – все возможные категории.
Для тех, кто не в курсе, что за «Графиня де Монсоро» такая. Дюма-отец – он не только «Трех мушкетеров» написал, у него было много других книг, среди которых ярко выделялась так называемая трилогия о «гугенотских войнах». Первым романов в ней была «Королева Марго», вторым, собственно, «Графиня де Монсоро», а третьим – «Сорок пять». Все три романа, естественно, были связаны между собой, преимущественно историческими персонажами, вроде герцога Анжуйского или Гизов, а вот романтические линии – они у каждого романа были свои. Тоже, впрочем, завязанные на вполне себе реальных персонажах, но при этом истории этих персонажей Дюма трактовал крайне вольно. Но при этом – очень занимательно! Тут тебе и любовь, и смерть, и все остальное.
«Графиня» из этой трилогии – самая кинематографичная, потому и экранизировали ее куда чаще, чем «Королеву Марго». Про «Сорок пять» я не говорю – до них пока никто не добрался. Точнее – Жигунов хотел снять всю трилогию, но, увы, Евгений Дворжецкий, который играл Генриха III ушел из жизни, а без него это было бы совсем другое кино. И не стали снимать третью часть.
Главная сюжетная линия – любовь отважного и харизматичного де Бюсси и красавицы Дианы де Монсоро (в девичестве – Меридор). Он – брутален, она – замужем, так что все как полагается. Она – сначала «нет», потом – «да», потом об этом узнал муж, а потом почти все умерли. За редким исключением.
И все это на фоне глобальных событий, сотрясающих Францию в середине 17 века.
В принципе, если посмотреть 26(!) серий «Графини», то потом все остальные исторические сериалы будут казаться пресными. Серьезно. Особенно – нынешние, вроде «Великая». То ли истинные мастера костюмов и интерьеров из кино ушли, то ли еще чего – но в «Графине» в аутентичность веришь, а в той же «Великой» — нет.
Отдельно скажу за батальные сцены. Таких поединков как в «Графине» нет вообще нигде. Если там звенит сталь – то она звенит по-настоящему. Подозреваю, что актеров гоняли на тренировках до седьмого пота – они впрямь как срослись со шпагами и дагами. Финальный же поединок миньонов короля и анжуйцев – это живая классика. В моем лично рейтинге его никто и никогда не столкнет с пьедестала – ни «Алатристе», ни «Властелин Колец». Свет, музыка, движения – это на самом деле произведение искусства в высшей степени. Если вы этого поединка не видели – надо смотреть, причем непременно.
Отдельно стоит коснуться актерского состава – Васильева, Яковлев, Домогаров, Дворжецкий, Виноградов, Мартьянов, Беляев, Козаков, Певцов, Горбунов – и это только начало списка. Начало!
Так что, если на нынешние новогодние праздники у вас нет планов – двадцать шесть серий отменнейшего сериала «Графиня де Монсоро» великолепно скрасят это время.
Фотография взята из открытых источников.