Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

21.03.2017

21.01.2017

«Ласковый май»

Тема эта изъезжена давным-давно, потому я не стану рассказывать в данном посте о «двойниках», фонограммах и тому подобном. Я лучше расскажу о личных впечатлениях о «Ласковом мае».

В Теплом Стане среди мужской половины старших классов школы № 931 слушать «Ласковый май» считалось западлом. Нормальный пацан должен уважать «Кино», «Арию», «Черный кофе», на худой конец «Альянс» и «Мираж». Но это фуфло пацан слушать не должен, это бабская музыка.

Так говорилось в нашем круге, и, даже вроде, как делалось. Мы все презрительно ухмылялись, когда из чьих-то окон неслось: «Пусть в твои окна смотрит беспечный розовый вечер» или «Зачем весны вода ручьями льется».

Но вот что примечательно – на любой дискотеке практически сразу выяснялось, что все мы подозрительно хорошо знаем тексты песен этой группы, по крайней мере т, которые исполнял Юрий Шатунов. И вот откуда?

Хотя, с другой стороны, поди, не выучи их, если песни «Ласкового мая» играли с конца 1988 года по где-то 1991 из любой розетки.

На самом деле эта группа — прямое подтверждение теории случайных чисел. Посудите сами – в них не было ничего сверхуникального. «Сладкие мальчики» появлялись на эстраде и до них, и при них, и после них. Музыка класса «тынц-дынц» уже во всю громыхала к тому времени на дискотеках Союза, так что никакого прорыва здесь не произошло. Про тексты я и вовсе говорить не стану, тем более, что они были в подобном музыкальном направлении совершенно не важны.

Так почему именно «Ласковый май» стал тем, кем стал? Менеджерский гений Разина, как он сам об этом рассказывает? Харизма солистов? Или просто звезды на небе так выстроились?

Мне кажется, последнее самое верное.

Они и вправду были идолами своего времени, с истеричными поклонницами и всем таким. Я это видел сам, своими собственными глазами

Было это зимой 1989. Мы с пацанами рванул в Лужники, там на МСА (малой спортивной арене) должна была выступать группа «Рок-Хаус» из Америки! Правда, на пару с «Ласковым маем» (тьфу), но это не беда. «Рок-Хаус» выступает первым – и это главное. А потом возьмем, да и уйдем, всего делов-то!

Ради правды – ни до того дня, ни после него я про такую команду как «Рок-Хаус» не слышал вовсе. И, если совсем уж честно – сейчас я не уверен, что на тот момент такая группа существовала на самом деле. Хотя, может, я и ошибаюсь. Тогда в Союзе любой любительский иностранный коллектив с звучным названием мог собирать стадионы – мы еще были не балованные. То есть парни, которые лабали где-нибудь в Оклахоме, в гараже по пятницам после бейсбола просто так, для души, у нас прошли бы за настоящих рок-звезд и могли заработать приличное бабло.  Тут ведь как – главное, что это рок! И не просто рок – а американский рок! Шутка ли!

Так вот – не знаю, существовал этот «Рок-Хаус» на самом деле или нет, но концерт с ним тогда не сложился. По техническим причинам, как было написано на плакатике у входа. Но билеты можно было не возвращать – «Ласковый май» никуда не делся и отработает за себя и за тех ребят!

Мы постояли, покурили, подумали. С одной стороны вроде как идти на этих чертей – западло. Узнают на районе – могут не понять. С другой – за билеты деньги заплачены. Ну, и еще один фактор был – девчуль вон сколько на МСА идет, и симпотных среди них немало.

Причем таких ребят, как мы, тогда у входа терлось полно. Они, как и мы пришли послушать рев гитар, но обломались и теперь решали, что делать дальше.

В результате мы отправились на концерт и не пожалели. Нет, в плане музыки ничего нового мы не услышали, все те же «Белые розы», «Седая ночь» и «Старый лес», но зато после мероприятия мы заклеили прикольных подруг из Перово.

И – да, там творилось сущее безумие. Когда на сцену вышел Шатунов, я испугался за потолочные перекрытия – такой поднялся визг. Уши закладывало! Это была просто какая-то истерия, девочки в прямом смысле писались от восторга. Это не фразеологизм, реально писались. Я значительно позже прочел у кого-то в воспоминаниях, что аналогичные вещи происходили в 30х годах, когда все женское население страны умирало по Сергею Лемешеву, так там подобное тоже упоминалось.

Иногда визг доходил до такого уровня, что полностью забивал звук из концертных колонок. Не стану врать – я бывал на концертах разных команд до, бывал после, но такого больше не видал. Даже на Сандре полугодом позже мы орали тише – а уж она была звезда-звезда, настоящая, неподдельная, мирового масштаба.

Что примечательно – это коллективное бессознательное в результате захватило и мужскую половину зала. Изначально мы хотели сурово и с презрительной усмешкой посмотреть на действо, чтобы после него, выйдя на улицу, красиво сплюнуть и сказать:

— Фуфло.

Вместо этого мы час с гаком махали шарфами и свистели. А после концерта не смотрели друг на друга и больше никогда об этом не упоминали всуе. Сейчас-то это кажется смешным, но это сейчас.

Второй раз я побывал на концерте «Ласкового мая» года через два, уже студентом. Мне откуда-то перепало несколько билетов на шоу «Белые розы белой зимой», проводимое в «Олимпийском». По-моему, они маме достались по профсоюзной линии, а она спихнула их мне, ибо ей такое было неинтересно.

Поразмыслив, я решил, что добру пропадать не след, прихватил подругу Татьяну и отправился в «Олимпийку». Вопросы неправильности поведения и «как пацаны на это посмотрят» к тому времени уже перестали быть актуальными – я повзрослел.

Надо заметить, что это было первое из увиденных мной в СССР мероприятий, которое можно было назвать именно шоу. Ну, хоть как-то. То есть – там был вполне приличный звук и свет, на сцену выходили девочки а-ля кордебалет и даже менялись декорации. Нет, еще в начале 80-х «Машина времени» делала программы, которые тоже строились по законам драматургии, благо их режиссером, если не ошибаюсь, был Стефанович, которого я упоминал в одном из своих постов. Но тут – другое. Это была поп-музыка нового времени, и до «Ласкового моя» никто из новоиспеченных звезд «сольников» такого уровня не давал, все промышляли или на сборных концертах, или на поездках по стране. Все было просто – многочисленные команды «чесали» по площадкам, городам и весям без всяких премудростей. Ставилась аппаратура, волосатые гитаристы рвали струны гитар, ударник в майке долбил по электронным барабанам, четыре фонарика у мониторов мигали разными цветами, безымянные солисты и солистки работали под фонограмму. Все. А тут – смотри-ка ты. У каждой песни свой свет, свое оформление, да и вообще все это выглядит по богатому.

И еще – это было первое поп-шоу, которое предполагало, что его будут смотреть и слушать, оно не предназначалось для беснования. Танцевальный партер на нем был очень небольшой, человек на триста, если не меньше.

В общем – и тут «Ласковый май» опередил всех. Может, все-таки не в звездах дело, а в гении Разина?

А потом все вдруг кончилось. Команда, ставшая еще при жизни легендой, перестала существовать, и стала историей. Про нее сняли кучу документальных фильмов и даже один художественный. Ее песни до сих пор гоняют на радиостанциях. Но даже не это главное.

Главное, наверное, то, что люди, чья молодость выпала на конец восьмидесятых, собираясь на разнообразных вечерах встреч, непременно включают их песни и весело под них отплясывают, ненадолго возвращаясь в то время, когда они были юны и беззаботны.

Точнее – девчонки под них танцуют. Правильные пацаны в это время стоят у стенки или выпивают, потому как «Ласковый май» слушать западло.