Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

22.11.2017

«Улицы разбитых фонарей»

Тот случай, когда можно смело назвать сериал «легендой». Серьезно. Я просто сегодня утром телевизор включил, а по «питерской» программе первые серии показывают. Ну, не самые первые, но из первого сезона. Прямо нахлынули эмоции. Думаю – надо написать пост. Непременно.

На самом деле именно из «Улиц» вышли все сериалы про милицию, а после и полицию. Этот сериал у нас натурально стал родоначальником жанра. Нет, и до «Улиц» снимали нечто подобное, уже в новое время, например, «На углу у Патриарших», но это все было не то. Там все еще чувствовалось телевизионное кино СССР. А вот здесь – да, это был новый формат для России. Никакой лакировки действительности, узнаваемые типажи и ситуации, вместо Невского проспекта питерские дворы-«колодцы», и так далее. Проще говоря – жизнь, как она есть. Для Запада этот формат был давно привычен, но для нашего зрителя это было в новинку.

Премьера на ТВ состоялась в 1997 году, причем, что интересно, на совсем тогда еще молоденьком канале ТНТ. Да-да, уже тогда ТНТ был законодателем мод в плане сериалов. Причем мало того – это был самый первый сериал, показанный на ТНТ! Следом, кстати, они запустили второй телепроект – «Агент национальной безопасности», который тоже в свое время наделал шума.

Правда потом, через год, состоялась вторая премьера «Улиц», уже всероссийская, на ОРТ (так тогда назывался «Первый»). Штука в том, что ТНТ тогда еще вещал не везде и большинство россиян первую премьеру так и не увидело.

Самое забавное, что я посмотрел первые серии «Улиц» и до той премьеры, и до другой. Непосредственно первые серии были сняты еще аж за два года до эфиров, в 1995 году и имели хождение в народе на видеокассетах.

А вообще это был очень мощный проект, который не мог не бахнуть. Продюсеры безошибочно расставили акценты в нужных местах и сорвали ожидаемый джек-пот.

За основу были взяты первые книги Андрея Кивинова, которые стали популярны еще тогда, когда сериалом и не пахло. И, хочу отметить, отличные книги, я их сам тогда читал, рыча от восторга.

Были приглашены лучшие на тот момент питерские режиссеры. Первую серию снимал Рогожкин, за год до этого выдавший культовые «Особенности национальной охоты» (кстати, из них в сериал перекочевал майор Чердынцев), в последующих отметились Бортко (правда под псевдонимом), Татарский (это который «Принца Флоризеля» снял), Светозаров, Аксенов, Хамраев. Все мастера еще той школы, которая была ого-го. Они и за пять копеек запросто могли шедевр снять. Да и сняли, собственно.

Юмор и «чернуха» в одном флаконе. Если кто не помнит, то середина девяностых – время очень и очень непростое. Паршивое было время, прямо говоря. Грязь, кругом бандосы, разборки, безработица, дикая инфляция. И именно смешение узнаваемой безнадеги, смешанное с по настоящему хорошим юмором, дало свой эффект. Кстати, он, этот легкий юмор, потом из сериала во многом ушел, что не пошло ему на пользу.

Ну, и актеры. Незаигранные и неизвестные никому лица, которых невозможно ассоциировать с предыдущими ролями. Это был безукоризненный расчёт, и он сработал. Правда, после этого к актерам прилепились их экранные фамилии, и они навсегда стали «Соловцом», «Лариным» и «Казановой».

Персонажи сериала сразу народу полюбились, как и весь он в целом. Это было по-настоящему «народное» кино, до его популярности в этом жанре потом дотянул только второй «Бандитский Петербург», что с Певцовым да «Глухарь» с «Карповым». Остальные – нет.

Первые два-три сезона прошли на такое «ура», что вспомнить страшно. Правда, уход Казановы, который обставили как его безвременную гибель, немного ударил по рейтингам. Казанову народ любил больше других, очень уж персонаж получился натуральный. Сам носатый, страшненький, но зато его бабы любили. Настоящий он был.

Ну, а после нишу забили конкуренты. «Ментовские» сериалы высыпали как грибы после дождя. И совсем дешевые, снятые чуть ли не на любительскую камеру, и вполне себе серьезные проекты с звездами первой величины. Правда, наличие этих звезд не гарантировало внятности материала. Помню, был такой «Ледниковый период». Уж куда вроде круче – Абдулов, Башаров, Меньшов, Миронова, Астахов. «ДДТ» для него песню написал, клип сняли под это дело. И не взлетело. Три раза пытался посмотреть – и все никак.

А потом первый состав почти полностью покинул «Улицы разбитых фонарей», разбежавшись по разным родственным проектам. Ларина и Дукалиса в пятом сезоне убили взрывом гранаты, после чего они воскресли в «Убойной силе», на один сезон. Тоже, кстати, знаковый проект, который следует отметить особой. Отличный был сериал, снимался с душой и был любим народом. Я и сейчас отдельные серии с удовольствием пересматриваю. Еще он открыл для людей молодого тогда Константина Хабенского.

После все те же товарищи, усилившись коллегами в лице «Мухомора» и капитана Абдуловой, всплыли на «России», в сериале «Опера. Хроники убойного отдела». Сериал нашел свою аудиторию, но все кончилось судами и всем таким прочим. Владельцы «Улиц» выкатили вполне резонную предъяву, что, мол, это не ваши персонажи, а наши.

В результате финальным аккордом стал сериал «Литейный», где были все те же лица, но под другими фамилиями. Да, по сути, это было и другое кино.

Что же до самих «Улиц» — они идут и по сей день, там даже осталось несколько человек из тех, самых первых серий. В первую очередь это Соловец («Ребята, по коням, у нас труп, возможно криминал») изрядно подросший в чинах. Еще есть «майор Боря», тот самый Чердынцев. Ну, и Волков (М. Трухин) там подзадержался аж до 15 сезона.

Само собой, это уже совсем другое кино. Ну – совсем другое. Изменился мир, изменилась страна, изменилась аудитория. Другое – но все то же. Улицы-то все те же, все там же)))

Приятно, что есть нечто неизменное. Вы только вдумайтесь – 20 лет! Дети, родившиеся в год показа первой серии сейчас, возможно, уже своих детей имеют.

Это сильно!