Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

22.05.2017

22.05.2017

Радиоспектакли (окончание)

Детей в СССР любили. Не в смысле – родители, это-то само собой. Но и власти – тоже. Это на самом деле так. Можете смеяться, можете брезгливо кривить лица, но я тогда жил и все это сам помню. Многое в государственной системе было заточено под воспитание из детей будущей смены, лояльной к существующему строю, что, в принципе, совершенно разумно и логично. Вот только в отличии от дня сегодняшнего, тогда понимали, что для того, чтобы что-то выросло, сначала надо что-то посеять. То есть – в нас в каком-то смысле «вкладывались». А нынешние лояльности хотят, а делать ничего для этого не собираются.

Я не ностальгирую по СССР, история не знает сослагательного наклонения. Да и потом – когда Союз окончательно рухнул, мне было 16 лет, то есть такой, настоящий, кондовый СССР, я застал совсем еще подростком. Фиг знает, что я думал, поживи я в нем лет до 30? Может, и не так все радужно вспоминалось?

Но если базироваться на воспоминаниях подростка, то в СССР было хорошо. Библиотеки, секции, летние пионерлагеря – все есть, для детей все или бесплатно, или совсем дешево.

Ориентировано на детей были и масс-медиа. В том числе – радио. Причем, отдельно замечу, это была не промывка мозгов, нет-нет-нет. Просто посредством радиоспектаклей нас приучали к разнообразным хорошим и полезным вещам.

Например, возьмем популярный радиоцикл «КОАПП», мои ровесники не могут его не помнить. Потом по его мотивам и мультик сняли, и книжки выпустили. КОАПП расшифровывается как «комитет охраны авторских прав природы» и смысл цикла был в том, чтобы познакомить слушателя с такой штукой, как «бионика», в легкой и игровой форме. Очень интересные были передачи. В прямом эфире я их почти не застал, но в повторах слушал охотно.

А «Радионяня»?

Но это ладно, это периодика. Самое главное было – радиоспектакли.

Ради правды, непосредственно по радио это дело наш брат слушал редко. Нам же все время куда-то надо было бежать – на кружок, в секцию или, что чаще всего, просто на улицу. Потому в положенное время у приемника сидеть было недосуг. И тут на помощь приходили пластинки фирмы грамзаписи «Мелодия».

Любой спектакль раньше или позже на них попадал, что, кстати, было очень здорово, поскольку не любой спектакль потом повторяли по, собственно, радио.

Простой пример. Одной из моих самых любимых радиопостановок был «Зеленый фургон». Поставили его в 1974 году, спектакль получился великолепный. В ролях – Всеволод Абдулов, Олег Евремов, Евгений Вестник. И – Владимир Высоцкий, в то время уже очень известный, но еще не слишком опальный. В 1974 году, имеется в виду.

А потом – все. Потом этот спектакль уже не повторяли, и фиг бы я его услышал, кабы не пластинка.

При этом, повторюсь, спектакль превосходный. А еще Высоцкий написал для него песню «Нет друга, но могу ли…», которую в концертных записях я потом не слышал ни разу.

Хотя если говорить о Высоцком, то самая большая и удачная его работа в этой сфера – «Алиса в стране чудес». Впрочем, там блестяще все, а не только его песни. Этот радиоспектакль стал легендой еще тогда, достать пластинку с ним было невероятно трудно, и это при том, что тираж был какой-то совершенно заоблачный. Мне лично добыла его мама, используя какие-то свои связи.

Высоцкий написал в «Алису» с десяток песен, сумев, на мой взгляд, сделать невозможное – остаться Высоцким, стилизовавшись под Кэролла. Это задачка для гения, скажу вам так. Ну, и еще озвучил пару ролей – орленка Эда и еще кого-то.

Но лидером по популярности была все-таки не «Алиса». Настоящей бомбой в области радиоспектаклей (до сих пор вспоминаемой в сети) стали «Али-Баба и сорок разбойников».

Это было то, что сегодня назвали бы мега-проектом. Что интересно – ноги у него росли все с той же «Таганки».

Идея принадлежала Атосу всея Руси – Вениамину Смехову, он написал свой вариант сказки, немного отличающийся от канонического и показал друзьям-артистам. Чуть позже к делу подключились супруги Никитины и один из популярнейших в то время бардов Берковский, они написали восхитительную музыку.

Актерское братство в то время было сильно, как никогда, потому Смехову без труда удалось собрать потрясающий состав – Табаков, Юрский, Джигарханян, Филатов.

Отдельно замечу – это все не просто актеры, «пришел, записал, ушел». Каждый из них великий творец, а потому несомненно привнес что-то свое в спектакль. Естественно, что на выходе получился шедевр, который ушел в народ полностью и целиком.

Общий тираж этого творения – 3 миллиона экземпляров. Народ – три миллиона! И в магазинах этот двойной диск было не найти. Мне его добыла мама… Ну, вы помните, я чуть выше писал.

Я помню, как впервые его послушал. Это был если не катарсис, то что-то схожее. Как только началось тихое-тихое: «Персия, Персия, Персия, Персия», я понял, что это настоящая штука, без обмана.

А «съешь апельсин» я и по сей день в быту употребляю. Как, впрочем, и «Пойду схожу во двор, настал момент такой».

Но эти два спектакля – это вершина айсберга. Сколько их было еще – великолепных и не очень. ИМХО – для детей за 50-80 годы было озвучено и адаптировано все, что только было можно. А кое-что даже по несколько раз. Я вот «Робинзона» версии три слышал, если не больше. И «Робин Гуда» тоже. Кстати – последнего признаю только канонического, с Евгением Леоновым.

Хорошо и то, что эти записи – они не пропали. Что-то переиздали официально, предварительно почистив и оцифровав, что-то можно найти в сети.

И, вот что, народ. Если вы не слышали «Али-Бабу» в детстве – послушайте непременно. Побудьте немного детьми.