Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

31.10.2016

31.10.2016

Раздел «Персоны»

Анатолий Папанов

Что-то последние посты все больше о кино пишутся. Но вот – бывает так. А сегодняшний пост – он обусловлен датой. Сегодня Анатолию Папанову исполнилось бы 94 года. Дата некруглая, но мне очень хочется написать про этого артиста.

Папанов – он был настоящий. Не в смысле – настоящий артист, хотя это несомненно. Просто ему верили. Если он играл водителя «скорой помощи», то любой врач начал бы его распекать за то, что он не подал машину ближе к подъезду. Если он играл сварливого тестя-генерала – то сразу верилось в то, что вот этот человек на самом деле «торгует кулубнику выращенную своими собственными руками». Да на самом деле – неправ я. Он не играл своих персонажей, он их «проживал».

И эта, простите за выражение, настоящесть – она не с неба свалилась. Это – труд, кропотливый, въедливый, который свойственен только лучшим из лучших.

Я читал воспоминания некоторых режиссеров, с которыми работал Анатолий Дмитриевич, и они в один голос говорят одно и то же – он всегда дорабатывал свою роль. То есть – менял текст, дополнял его, переписывал. Он подгонял его под тот образ, который ему виделся – и эти дополнения всегда были более чем уместны. Потому даже небольшие эпизоды зачастую запоминались зрителям куда лучше, чем центральные сюжетные линии.

Был (и есть) такой давнишний телесериал «Адъютант его превосходительства», довольно популярный в свое время. Там снялся весь цвет тогдашнего кинематографа – от Юрия Соломина и Стржельчика до совсем еще молоденьких Старыгина и Смирнитского. Годы идут, я почти не помню уже, о чем там была речь, точнее – помню контурно, но две вещи до сих пор остались в памяти – фраза «Павел Андреевич, вы шпион» и совсем небольшой эпизод, в котором Папанов сыграл батьку Ангела. Вот всё забыл, а это его «У нас ни товарищев, ни благородиев… Мы с мужиками порешили просто: братва и хлопцы» — осталось. И интонация, с которой это произносилось – тоже.

И так – везде. Маленькие фразочки, интонации, полутона, которые очень четко обозначали суть персонажа. «Чудила-крокодила» в «Служили два товарища», «Болеют… без передышки. Поесть не дадут» — водитель «Скорой» в «Делах сердечных», «На такси вся Москва держится. Быстро, удобно. Выгодно» — таксист в «Зеленом огоньке». Мимика, жестикуляция, которая невероятно подходила персонажу, к месту расставленные точки и акценты в репликах – это запредельные талант и труд. Про Лелика из «Бриллиантовой руки» я и писать не буду, его текст давно растащили на цитаты. Подозреваю, что некоторые представители молодого поколения говорят: «Идиёт» с интонацией Папанова, не подозревая даже, что это именно она. Просто где-то слышали и запомнили.

А еще голосом Папанова говорило огромное количество мультипликационных героев. Про «Ну, погоди» я уже писал, но и без него есть что вспомнить. Все мое детство – это Папанов, Румянова и Вицин, думаю, добрая половина мультфильмов, снятых в 50-80 озвучена этими актерами. А может – и больше.

И почти каждая работа – шедевр. Тут и Водяной, и волк в «Мешке яблок» и Плавали-Знаем в моих любимых по сей день «Мореплаваниях Солнышкина».

Но особняком стоит одна работа. Шер-Хан из «Маугли». Я потом видел диснеевскую «Книгу джунглей». Разве у них Шер-Хан? Фуфло. Вот у нас – да. «Отдайте мне человеческого детеныша! Это моя добыча!». И – аж мороз по спине!

А еще были драматические роли, о которых можно говорит бесконечно. Мудрый глава семейства Луковых из фильма «Отцы и деды», Иванов из «Нашего дома», Ионыч и Горностаев, Самойленко и Каретников. И конечно две роли, стоящие особняком – Серпилин из «Живых и мертвых» и Дубинский из «Белорусского вокзала». Про войну Анатолий Дмитриевич знал не понаслышке. Он ушел на фронт почти сразу после того, как Молотов сказал свою знаменитую речь и успел провоевать почти год, пока в 1942 не получил тяжелейшее ранение, которое потом напоминало о себе всю его жизнь.

А еще был театр!

А еще он блистательно выступал на эстраде, причем монологи писал себе сам!

А еще…

Я помню то лето, когда они ушли один за другим – сначала Анатолий Дмитриевич Папанов, а следом за ним – Андрей Александрович Миронов. Жизнь не остановилась, и все вроде бы было так, как и прежде, но вот только на земле стало чуть меньше света, а на небе появились два новых небесных тела. Одно из них, малая планета № 2480, носит имя «Анатолий Папанов».

Фотография взята из открытых источников.