Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

«Кидалы»

19.10.2017

«Кидалы»

Как и обещал – возвращаюсь к теме валютных «кидал». Нет, так-то у них разновидностей в лихие 90-е было много, кидали в те времена народ часто и с фантазией. Помнится, даже пост об этом я писал уже, на предмет «тараканьих» бегов и «наперстков».  Да и по сей день эта традиция жива, правда, теперь уже в основном на государственном уровне. Круто я сейчас власть приложил, прямо жестко так, уффф!

Но сейчас речь о валюте.

Вообще-то на каждом обменнике обязательно висела табличка, на которой был текст вроде «Граждане! Не покупайте и не продавайте валюту с рук! Администрация обменного пункта за подобные операции ответственности не несет».

На самом деле администрацию обменного пункта менее всего беспокоили проблемы граждан, главное было в том, что они сразу открестились от тех, кого рядом с ними кинут. Мол – мы предупреждали. И ничего порочащего администрацию в этом нет. А куда деваться, если иным людям господь ума не дал? Ну ладно в первые годы свободного хождения валюты бывшие граждане СССР еще непуганые были, но ведь и к концу 90-х многие не поумнели. А когда их кидали, они сразу же накидывались на кассиров «ченчжа», мол – вы все одна шайка-лейка.

Собственно, не такая это уж была и неправда. Случалось, что кассир обменника и кидалы около него работали в тандеме. Кассир могла навести на жирного «карася» или впихивать «фальшак», которые ей поставляли. Там масса вариантов была. Но нельзя сказать, что это было нормой вещей. Толковый кассир всегда мог заработать себе на хлеб с маслом и без этого, не ввязываясь в полукриминальные схемы. На том же обмене валюты без проводки в середине, и особенно в конце 90-х, можно было поднять очень неплохие деньги, особенно если не зарываться. Купил без «справки», продал так же, маржу положил в карман. Плюс тогда еще брался один процент от суммы проводки, как налог ЦБ. Повторюсь – главное тут было не наглеть, чтобы хозяева ничего не заподозрили и не наказали за жадность. Курочка, знаете ли, по зернышку.

Основных «кидков» на валюте было несколько. Самые распространённые из них – «подлом» (он же «подворот») и «фальшак».

«Подлом» — классический трюк, который не был изобретением того времени, этим промышляли, я так думаю, с тех времен, как бумажные деньги Екатерина Алексеевна в оборот ввела. Все просто – на глазах клиента деньги пересчитываются и передаются ему. В момент передачи кидала ловко подгибает несколько купюр и отправляет их в рукав. Вот и все. Ори потом лох, не ори – ты сам все видел.

Отдельно отмечу, что встречались и кассиры обменников, которые подламывали купюры. Не часто – но встречались. Как правило, счастье их было недолгим, довольно быстро их вычисляли или хозяева, или окрестные менты. Как правило, ловили жулика и те, и те одинаково – на «подсадного». Вот только спорный вопрос, что для вороватого кассира было лучше – небольшой срок за мошенничество или суд хозяев, быстрый и беспощадный. Сам видел одного такого бедолагу с пальцами правой руки, торчащими в разные стороны так, что он вообще ими ничего делать не мог, даже фигу показать.

«Фальшак». Тут все еще проще. Лоху среди настоящих купюр «впаривают» какое-то количество фальшивых. Как правило, их количество не превышало 30-40% от общей суммы. Все тот же принцип, что жадность порождает бедность. Нет, бывали жадины, которые норовили вообще настоящих банкнот не давать, но таких, как правило, довольно шустро вылавливали те же менты, которых обманутые граждане заваливали заявлениями.

Впрочем, все зависело от качества самого «фальшака». В ходу в начале-середине 90-х было два основных вида левых купюр – «иракские» и «чеченские». Иракский фальшак был дивно хорош. Бумага, «высокая» печать, использование родных матриц, умело обойденная защита – все на уровне. Я видел эти купюры и скажу вам так – они могли «пройти» не только у кидаемых граждан, на них обманывались и матерые кассиры банков. И даже их отделы валютной безопасности. Насколько я помню, их отличить можно было только по расположению дупла на правом дереве, что на оборотной стороне «сотки» было и по серийному номеру. Причем номеров этих был десяток, если не больше. Да что там — пара таких партий была, что их и Федеральное Казначейство США за настоящие приняло бы. Собственно – с чего они тогда, в конце 90-х, затеяли обмен купюр? По этой самой причине. Много «левака» с 1927 года накопилось, чем «липу» от подлинников отделять, легче вообще денежную массу поменять

А вот «чеченки» были полной противоположностью. Паршивая ломкая бумага, «низкая печать» — короче, тут даже неспециалист увидит, что это фигня, а не денежка. Вот потому и впихивали при обмене таких купюр не сильно много, во избежание. Зато и обходились они «кидалам» по смешной цене – где-то за десять тысяч «липовых» долларов одна настоящая. У «иракских» был совершенно другой прайс.

Разумеется, на рынке имели хождение и другие подделки, но все остальное было еще хуже «чеченок». Там люди чуть ли не на ксероксе печатали деньги, вообще ужас. Хотя такие кустари в те годы предпочитали клепать не валюту, а рубли, благо качество их тогда было ужасающее, не то, что теперь. Но я про это уже писал.

Для справки – я сам не из этой среды, просто любой сотрудник банка, который работал в те годы (а я работал), был просто обязан находиться в «теме». Врага надо знать в лицо.

Не управлюсь я в один пост, продолжение завтра.