Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

«Три мушкетера» (окончание)

27.10.2017

«Три мушкетера» (окончание)

В СССР, естественно, тоже экранизировали «Мушкетеров». Странно было бы, если бы такое не произошло. У нас вообще охотно экранизировали любую классику, поскольку тогда мы были самой читающей страной в мире. И это я не иронизирую.

Увы, увы, но масса экранизаций ныне канула в лету, хотя они были более чем достойны. Дело в том, что в СССР 60-х-начала 70-х помимо полного метра и псевдосериалов снимали массу телеспектаклей. Эдакий гибрид кино и театра. Не на сцене, но без комбинированных съемок.

По «Мушкетерам» их сняли несколько, но сам я помню только один, смотрел его году в 1982. Это были «Двадцать лет спустя». Д’Артаньяна играл Джигарханян, Атоса – Стриженов, а вот Арамиса – Смехов. Вот такой парадокс – самый известный Атос начинал с Арамиса. Кстати, Старыгин, который потом стал Арамисом, тоже в этом спектакле засветился, сыграв виконта де Бражелона. Впрочем, до своих звездных ролей и Смехову, и Старыгину оставалось еще восемь лет – этот спектакль датирован 1971 годом.

Но самых знаковых экранизаций на «мушкетерские» книги, по моему скромному мнению, у нас было три.

Первая – анимационная. Это «Пес в сапогах», снятый Е. Гинзбургом. Псы с королевской псарни против кошек кардинала. Блестящая ироничная пятнадцатиминутная стилизация, озвученная лучшими на тот момент актерами и с запоминающимися песнями. Народ полюбил ее не меньше, чем «Простоквашино» или «Домовенка Кузьку».

Вторая – свеженькая. Бывалый гардемарин Сергей Жигунов, набив в 90-е руку на экранизациях «гугентского» цикла Дюма (блестящих, заметим, я об этом уже писал), сделал себе подарок на пятидесятилетие и снял десяти серийный фильм «Три мушкетера»,

Сразу скажу – критиковать его не стану. Просто в силу того, что он мне очень понравился. Жигунов очень бережно обошелся с литературной основой, мушкетеры у него именно мушкетеры, а не отряд спецназа, нет там никаких летающих крепостей и кардинала Ришелье, лихо владеющего приемами кунг-фу, и д’Артаньян там именно д’Артаньян, поначалу застенчивый юноша, прибывший из глубинки.

Снято это все с любовью, что тоже чувствуется, актеры играют великолепно, поединки поставлены профессионально, Жигунов специально выписал из Европ француза, специалиста по этому делу, который до кучи сыграл д’Артаньяна-старшего, кардинал, которого сыграл Лановой, мудр и прозорлив, миледи (Е.Вилкова) красива и коварна – в общем, все очень здорово.

Опять же хороши батальные сцены, те что с осадой Ля Рошели. Да и с юмором тут тоже все в порядке.

Что до главных героев – здесь тоже все здорово. Портос в исполнении Макарова добродушен и недалек, Арамис (П.Баршак) утончен и ироничен, Атос (Ю.Чурсин) печален и отважен. Ну, а у д’Артаньяна все сложилось прямо как нельзя лучше – дебютант в Париже был и почти дебютантом на экране. Для Риналя Мухаметова это была, по-моему, самая первая главная роль

В общем, если не видели – посмотрите. Отменный сериал.

И, наконец, классика. «Д’Артаньян и три мушкетера» Г. Юнгвальд-Хилькевича, 1979 года выпуска. «Пора-пора-порадуемся на своем веку».

Этот фильм – тот редкий случай, когда сошлись все звезды. Не в смысле – звезды-актеры, а те, что ведают судьбой человеческой. Здесь все совпало настолько, что диву можно даться. Великолепная адаптация романа, которую сделал Марк Розовский для своего театра, талант режиссера Юнгвальд-Хилькевича, музыка Дунаевского, мастерство поэта Ряшенцева и бесподобный актерский ансамбль. Все вместе это дало результат, который трудно превзойти.

Если честно, для меня, да, и думаю моего поколения в целом, «Три мушкетера» — они только такие. Боярский, Смехов, Смирнитский, Старыгин. Сколько бы потом не снимали новых версий, именно эти четыре артиста навсегда слились в голове с образами Дюма. Ну вот не может быть других.

Разумеется, эту экранизацию трудно назвать идеальной, события романа даны достаточно контурно и нужны только для поддержания сюжетной линии. Но это и не столь важно. Юнгвальд-Хилькевич делал упор на другом, он снимал историю Дружбы и Любви. Вспомните диалог Атоса и д’Артаньяна:

— Скажите, это нужно только королеве, или это нужно вам?

— От этого зависит жизнь еще одной женщины. Это нужно мне, Атос.

— Так в чем же дело?

Вот здесь и таится главное, в этом «Так в чем же дело?». Повторюсь – режиссер снял историю великой дружбы, думаю, таков был его изначальный замысел.

Одно плохо – зачем он потом доснял еще несколько фильмов? Так ведь все было хорошо. Ну, ладно еще «Двадцать лет спустя», там были свои плюсы, хоть бы даже юная и очень, очень красивая Екатерина Стриженова. Но все, что было дальше, особенно «Возвращение мушкетёров» — это жесть. Вроде бы все тот же «э-ге-ге», а в глазах-то ужас.

Ну да бог с ними, с последними фильмами. Их можно и не смотреть. А вот без «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» теперь невозможно представить ни одни праздничные эфиры телевидения. Хоть раз – да покажут. А мы – посмотрим. Потому как это кусочек нашей сущности, так этот фильм въелся в подкорку любого пацана 70-80-х.

На том и закончу рассказ о великом романе Дюма-отца. Как там у него? «От четырех отважных людей, историю которых мы рассказали, остался лишь прах; души их призвал к себе бог.»

Фотографии взяты из открытого доступа