Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

«Зеленый фургон» (окончание)

14.07.2017

«Зеленый фургон» (окончание)

Вообще-то «Зеленый фургон» экранизировали два раза. В первый раз это случилось еще в 1959 году и снял его Генрих Габай. Он по-своему неплох, но при этом в нем все так переиначили, что воспринимать его как полноценное переложение произведения Казачинского невозможно. У Красавчика там появилась сестра, и фамилия главного героя там не Патрикеев, и много чего другого там тоже накручено, того, чего в повести не было. «Помотивник» получился в общем.

Потому классической экранизацией считается более поздняя, 1982 года, которую снял режиссер Александр Павловский.

У этого фильма, кстати, интересная предыстория.

Изначально его хотел снимать сам Владимир Высоцкий. Я как-то уже писал, что он в свое время участвовал в радиоспектакле по повести Козачинского и, как видно тогда его приметил. Плюс в последние годы он очень хотел попробовать себя в качестве кинорежиссёра, так что тут совпало.

Но, увы, планы так и остались планами, пробить «запуск» этой ленты не удалось, а чуть позже Поэт ушел навсегда.

Но лента все же состоялась, причем сценаристом на ней был Игорь Шевцов, родственник Высоцкого. И есть у меня подозрения, что какие-то наработки ВСВ в фильм все же пошли.

Снимал его, как я и говорил, Александр Павловский, один из самых ярких режиссеров того времени. Незадолго до этого по ТВ прошел его фильм «Трест, который лопнул», который моментально стал любимым у народа и, что предсказуемо, нелюбимым у чиновников. Тогда все время так было – аудитория любит, чиновники нет. И наоборот.

Не буду останавливаться на этой ленте, лучше как-нибудь потом про нее отдельно напишу.

Так вот — Павловский оказался в «черном списке», а тогда самым надежным способом из него выйти, было снять ленту про гражданскую войну, про отечественную войну или про Ленина. Так же и пробивали себе право на съемку комедий. Например, чтобы снять «Покровские ворота», Казаков сыграл Дзержинского в «Государственной границе» и еще какой-то лент.

И знаете, я благодарен тем чиновникам, кто засадил Павловского в этот список. Иначе его «Зеленого фургона» могло и не быть.

Что меня очень подкупает в этой ленте, так это то, как бережно режиссер обошелся с живым словом автора. Он, как мне думается, понимал, что без прямых цитат не удастся сберечь атмосферу книги, а потому и ввел закадровый текст. И получилось все исключительно замечательно, даже с учетом того, что что-то к повести, разумеется, было добавлено и от себя. Но тут по-другому бы и не получилось. И даже Блок был к месту.

Как по мне, очень важен факт того, что Павловский не делал упор на революционную героику, чем грешила первая экранизация. Его герои – они не герои. Они просто люди, которым выдалось жить в странное, страшное и веселое время изменения мира. И каждый в этом времени находит или теряет себя.

Еще, наверное, надо было бы написать о блестящих работах актеров, причем здесь они все из тогдашнего «первого эшелона» — Демьяненко, Адомайтис, Брондуков, Ильичев, Григорьев. И, конечно же, молоденький Харатьян, у которого этот фильм был одним из первых.

Опять же – надо бы написать и о песнях из фильма, которые были не просто великолепны, а шедевральны.

Надо бы. Но не буду. Если вы его видели, то сами все знаете. А если нет – то это очень, очень печально.

Признаюсь честно – лично я очень люблю этот фильм. Вот прямо люблю не могу, с самого детства. Сто раз смотрел его за свою жизнь, и еще столько же посмотрю. Он для меня лучшее лекарство от хандры и печали. Если Пушкин в таких случаях откупоривал вина бутылку и вновь читал «Женитьбу Фигаро», то я смотрю «Зеленый фургон» Павловского. И снова попадаю в лето, даже если за окном зима. Эта картина – она как теплое солнце Юга. Обратите внимание, сколько там яркого солнечного света и синего неба, они, фактически, такие же участники фильма, как и актеры.

Впрочем, что там в лето? Я снова попадаю в детство, а это несоразмеримо больше. Приятно два часа снова побыть мальчишкой.

На мой взгляд во всем советском кинонаследии именно таких светлых лент очень немного, и это при том, что фильмов в СССР снималось изрядное количество. И многие из них дивно хороши. Но все равно – по степени душевности до «Зеленого фургона» дотягивают очень немногие. А особенно если учесть, что снимали его в начале 80-х, когда на волне, поднятой занудным Тарковским, стало модно выдавать фильмы с «фигой в кармане», а после называть их «фильмами не для всех». Мол – думающие поймут. Вот я не думающий, получается. Можете считать меня приматом, но я не понимаю все эти нудные «Храни меня, мой талисман» и «Полеты во сне и наяву». Я их тогда не смотрел и сейчас тоже не смотрю. И если тогда я их не смотрел в силу юного возраста, то теперь – сознательно. Ну вот неинтересны мне метания «лишних людей» и Янковский, сигающий с тарзанки под песни Леонтьева. И мне реально пофигу, что там хотел сказать режиссер и насколько глубока эта метафора. Я человек прямой и простой, а потому не собираюсь разыгрывать из себя эстета, который готов просидеть в кинозале полтора часа, борясь со сном, чтобы потом важно сказать:

— Видел. Глубокая вещь.

Если кино скучное – то оно скучное. И лично мне оно в этом случае нафиг не нужно. Я лучше еще раз посмотрю то, что мне нравится.

Например — «Зеленый фургон»