20.10.2016
Щелкал вчера пультом телевизора, серфинговал по каналам, наткнулся на передачу о Мерилин Монро и призадумался вот на какую тему — почему именно она стала иконой, эталоном и прочая, прочая, прочая? Ведь в конце 50-х – начале 60-х было огромное количество прекрасных и талантливых женщин-актрис, не хуже Мерилин. Они все были пышногрудые, волоокие, притягательные. Лоллоджибрида, Бардо, Лорен – там длинный список. Но иконой-то стала именно Монро.
А может дело в том, что из них всех только Мерилин ушла ТУДА молодой и прекрасной? Мы, зрители, не увидели ее постаревшей и потерявшей свою красоту, и она навсегда осталась такой, какой была? Плюс к этому добавилась тайна ее ухода и это окончательно закрепило ее вечный статус женщины-мечты.
И ведь не она одна такая. Вот еще пример – Че Гевара, красующийся на гербах всех нонконфомистов, смутьянов и бунтарей. На «Гранма» их ведь тогда много таких было, молодых и веселых барбудос, и все они как один были бородаты, отважны и с сигарами в зубах, но помнят только отчаюгу Че. Опять же – все эти ребята, за редким исключением, потом стали политиками, чиновниками и даже руководителями стран, сбрили бороды и отрастили животы. А после имена их поглотила и переварила история, и даже Фиделя скоро забудут, а Че, навечно молодой – вон он, на майках, на стенах гаражей и бойлерных, даже в виде татуировок на телах поколения, которое его по определению знать-то не должно.
Еще пример, да простят меня любители русского рока – Виктор Цой. Предположим, он тогда, в 1990, не заснул за рулем и остался жив. Была бы у него та слава, которая окружает его имя уже добрую четверть века? А вот кто знает. Может и нет. И стал бы он сейчас завсегдатаем «Добрых вечеров на канале «Россия» и фестивалей «Авторадио».
Я хорошо помню, как куча народа не сильно дружелюбно приняла альбом «Звезда по имени Солнце». Очень многие ругались по поводу того, что гитар стало мало, зато электронной музыки – дофига, отдельные люди даже сравнивали его с «Ласковым маем», что я нахожу перебором. Особо ортодоксальные товарищи даже сообщали, что после «Транквилизатора» и «Электрички» «Кино» вообще кончилось. Я лично с этим был несогласен, но такие разговоры были нормой, и стихли только после 15 августа 1990 года, когда все дворы и площадки у школ погрузились в траур. А ведь «Черный альбом» вышел еще более ламповым и только из-за трагедии его не разобрали по винтику.
При этом на горизонте маячило начало попсовых 90-х, когда в «ты-дыцах» «Комбинации», «Моны Лизы», «Мальвины» и «Каролины» как-то сразу потускнели и исчезли десятки рок-идолов, еще совсем недавно собиравших стадионы. «Телевизор», «Странные игры», «Джунгли» — кто-нибудь вообще помнит сейчас эти команды? А ведь они были ох как круты.
А Цоя и «Кино» — помнят. Потому что он шагнул прямиком из жизни в легенду.
И список этот скорбный можно еще долго продолжать. Брюс Ли, Джеймс Дин… Да что там – Пушкин Александр Сергеевич, солнце русской поэзии. По этому поводу Булгаков очень верно сказал: «Повезло, повезло! — вдруг ядовито заключил Рюхин и почувствовал, что грузовик под ним шевельнулся, — стрелял, стрелял в него этот белогвардеец Дантес и раздробил бедро и обеспечил бессмертие…».
То есть выходит такой довольно изящный парадокс – есть люди, которым Смерть обеспечивает бессмертие. Вот так их звезды сходятся.
Хотя – Смерть, она ведь тоже не просто так все делает. Наверное, она точно знает, кто достоин бессмертия, а кто нет. По крайней мере я так думаю.
Не исключено, конечно. Но хочется верить, что нет. Изначально Кино все же имхо были рок-коллективом. Ближе к попсе они скатились, когда стали работать с Айзеншписом. Что до упомянутых групп, то Джунгли, Странные игры особо не слушал — ничего не скажу. Телевизор же на мой взгляд был чересчур… социален что ли. Их песни как по мне были больше на злобу дня. А вот Пикник, ДДТ, Алиса, Бутусов тот же самый и сейчас работают в своей нише и имеют множество поклонников.