Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

19.10.2016

19.10.2016

Раздел «Пресса»

«Пионер»

Я сам был пионером, и как всякий порядочный пионер выписывал одноименный журнал. Ну, то есть мне его, конечно же выписывали родители. И дело было не только в том, что это являлось моим долгом, на самом деле ТА система ничего такого не предполагала, никакой обязаловки в подобных вопросах не было. Впрочем, одно время мама выписывала журнал «Коммунист», по-моему, ей вменили это в обязанность, согласно занимаемого поста. Но – не уверен, может это и не так, надо будет уточнить. Ну, не суть.

Я выписывал журнал «Пионер» потому что он на самом деле был интересным. Несмотря на то, что это издание было титульным, практически основным для пионерской организации, его создателям десятилетиями удавалось сохранить баланс между необходимой дозой официоза и интересным для ребят содержанием, что вызывает огромное уважение. Если та же «Пионерка» была временами суховата и в основном была заполнена не всегда интересными новостями о свершениях юных ленинцев, где-то собравших пять тонн хлопка или выходивших увечного теленка, то здесь вся эта бесполезная информация почти отсутствовала. Нет, без «злобы дня» не обходилось, без этого было никак, потому в «Пионере» можно было встреть то стихи детей с Черного Континента, которые их писали в краткие минуты от отдыха от угнетения их американской военщиной, то скучноватый материал политического обозревателя, непременно завершаемый словами: «И вы, ребята, будете теми, кто поведет наш народ к светлому будущему». Но подобной скучищи, по сути, было немного.

Зато все остальное радовало.

С «Пионером» сотрудничали на самом деле лучшие авторы и художники СССР, так повелось еще с самого начала. Скажем так – в редакторский портфель этого издания еще не всякий мог попасть.

Масса отличных книг, которые и по сей день составляют «золотой фонд» детской литературы впервые были опубликованы именно в «Пионере». Например – «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина или «Журавленок и молнии» Владислава Крапивина. И там еще очень длинный список авторов и книг.

Кстати – прекрасно помню, как я ждал новых номеров, когда в «Пионере» публиковали «Журавленка», это был год, наверное, 1986 или 1987. Этот роман Крапивина был достаточно объемный, его разбили номеров, по-моему, на пять – и это было сущее мучение.

Командор вообще часто сотрудничал с «Пионером» и отдавал туда свои новые вещи, за что лично я ему очень благодарен. Крапивин – это было мое все.

А еще именно «Пионер» познакомил меня с Юрием Ковалем, именно там я впервые прочел «Самую легкую лодку на свете», книгу, которую я знаю почти наизусть. Замечательно помню, как я, десятилетний, был буквально физически ошарашен красотой слога этого автора, был он одновременно легким, певучим, невесомым, и вместе с тем тягучим, как мед. С тех пор прошло уже очень много лет, но вот это чувство ошарашенности от того, что не может вот так каждое слово стоять на своем месте – оно у меня осталось.

И даже стопроцентно агитационные вещи там проходили строжайший отбор, что достойно большого уважения. То есть откровенной скучищи там не печатали.

Помимо художественной составляющей, в «Пионере» была куча не менее интересных рубрик, среди которых любой мог найти себе что-то по душе. Помню раздел для любителей шахмат, что-то вроде «В гостях у черной королевы» или как-то так. Был уголок начинающих поэтов, «Кораблик», стихи туда мог прислать любой, и их даже могли напечатать. Какая-то фоторубрика была, головоломки всякие, ну и так далее. То есть – всем сестрам по серьгам.

А еще этот журнал – он сближал ребят всей страны, сверстники его читали везде – от Владивостока до Ашхабада. Не был он формальным изданием, вот какая штука, он на самом деле был таким общим другом для всех пионеров СССР. И не его вина, что на самом деле хорошие идеи, которые вкладывались изначально в пионерскую организацию, еще тогда, когда ее создавали, со временем выдохлись и были задушены правилами и уставами. Возможно «Пионер» и был последнем форпостом того времени и того духа, и мы тогдашние это неплохо чуяли. Подростки, они вообще очень хорошо различают где фальшь, а где правда. Просто становясь взрослыми, они про это забывают.

Так что – хороший тогда был журнал «Пионер». А какой он сейчас – не знаю, хотя он вроде и по сей день выходит.

19.10.2016: 1 комментарий

  1. Андрей большое Вам спасибо за это воспоминание! Я наверно постарше Вас лет эдак на 10. (нуууу….. 1961-ый, за него и имя получил), но в школьные годы журнал Пионер выписывал. Ну как выписывал…. папу просил. И именно там познакомился с творчеством Крапивина. Всадники со станции Роса. 4 номера в п\я приносили, а вот пятый…… скомуниздили маргиналы. 40 с гаком лет прошло, а жалко до сих пор аж до соплей. Совсем недавно перчитал. Как в детство вернулся.

Комментарии запрещены.