Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

17.11.2016

17.11.2016

Раздел «Пресса»

«Крокодил»

Это издание в СССР было одним из самых популярных. Ничего удивительного в этом нет – «Крокодил» был единственным юмористически-сатирическим всесоюзным изданием. Странички юмора имелись почти у каждого периодического издания, но именно – странички, и не более того. А «Крокодил» — он был «Крокодил».

А еще «Крокодил» был одним из старейших советских изданий. Ну, с «Правдой» не сравнить, но тем не менее – год его создания – аж 1922. И далее без остановки.

На самом деле в 20-х годах подобных журналов было немало – и «Смехач», и «Заноза» и еще куча разных всяких. Помните перебивки в фильме Гайдая «Не может быть», там журналы мелькают? Вот это они. Но только «Крокодил» оказался самым зубастым и смог выжить после того, как в начале 30-х газеты и журналы прихлопывали десятками. Как-то устоял, доказал свое право на жизнь.

Хотя – особо удивляться нечему. Именно с «Крокодилом» сотрудничали лучшие авторы страны, причем на протяжении всего его существования. Ильф и Петров, Ардов, Катаев, Зощенко, Шварц, Жванецкий, Горин, Арканов – это не просто писатели, это легенды. Да и в штате у него значились ого-го какие люди – тот же Лазарь Лагин в свое время там был зам. главного редактора. Да-да, тот самый Лагин, который «Старик Хоттабыч». Он не только его написал, у него много хороших книг.

Еще «Крокодил» отличался своим форматом. Он был и не газетный, и не журнальный. Он был своеобразный. Он был чуть больше и шире чем формат «А4», вот как-то так. Печатался на газетной бумаге, но скреплялся как журнал. Неформат, в общем.

Повторюсь – в СССР это издание любили и вопрос киоскеру: «А свежего «Крокодильчика» нет? Нет? А несвежего?» был совершенно нормальным. Тираж его был огромен, и таким уж сильным дефицитом, как, например, «Искатель» он не являлся, но все-таки раскупался быстро. Особенно летом в районе вокзалов – лучшего чтения в электричку было не найти.

А самое главное – в отличие от других изданий «Крокодил» можно было читать от первой страницы до последней. Там было интересно все. Это было единственное издание, которому не вменялось в обязанность освещать события последних пятилеток, решения съездов и все такое прочее. Разве что в последние сталинские годы «Крокодил» немного замазался в делах «врачей-убийц», но редколлегия журнал – она состояла из обычных людей. А людям свойственно хотеть жить, и лично я их за это не виню.

Нет, и позже бичевали, причем по заказу сверху – попов в 60-х, хиппи в 70-х, алкашей в 80-х. Было, никто не спорит, и позже «Крокодилу» вменяли это в вину. Причем совершенно безосновательно – они не являлись независимым изданием, они жили под крылом «Правды». Что им сказали – то и делают.

Но это частности, а так – «Крокодил» был источником чистого веселья. Эпиграммы, фельетоны, перлы из сферы торговли и обслуживания в рубрике «Нарочно не придумаешь», забавы для детей в разделе «У Кокоши и Тотоши» (мой дед, большой любитель печатного слова, всегда мне ее зачитывал) – да много чего.

И конечно – карикатуры и рисунки, которые занимали добрую треть издания. Они были великолепны, поскольку их рисовали лучшие художники страны – от Кукрыниксов и Ротова до Чижикова и Семенова.

Подбирая картинку к этому посту я просмотрел с полсотни рисунков – и хорошо посмеялся. Прошли годы, изменилось все – люди, страна, мир, но чистое искусство – оно не стареет. А здесь именно оно, поскольку те, кто их рисовал, были настоящими мастерами.

Еще одно отличие «Крокодила» от других изданий, существовавших в СССР, печальное – он один из очень немногих, кто не устоял перед поступью капитализма, и в 2000 году закрылся. Потом была пара попыток его реанимировать, но, увы, безрезультатных.

Хотя говорить о полной смерти этого издания будет не совсем верным. Все без исключения юмористические издания, которые сейчас выходят – это дети «Крокодила». Они все построены по его образу и подобию, не удивлюсь, что какие-то из них некогда были созданы бывшими сотрудниками «Крокодила», чувствуется рука профи.

Да и потом – как можно похоронить смех? Да никак. Потому «Крокодил» помнят до сих пор и даже спрашивают его в киосках, несмотря на то, что его давно нет с нами.

Фотография взята из открытых источников.