Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

28.12.2016

28.12.2016

Раздел «Новый Год»

«Чародеи»

Как я уже вчера и писал – понятия «Новый Год» и фильм «Чародеи» для меня связаны неразрывно. Почему – я и сам объяснить не смогу. Нет, логически все верно – это новогодняя сказка, там есть и елка, и волшебство, и «Пока часы двенадцать бьют», и конфетти. Но дело, как мне думается, не только в этом. Есть в этом фильме еще какая-то искра, которая решает дело.

Время от времени Первый канал выкидывает странную и непонятную штуку – показывает в июле «Иронию судьбы или с легким паром». За окном жарища – а тут Лукашин бегает с веником под мышкой и, замерзая, приговаривает: «Пить надо меньше». У многих возникает когнитивный диссонанс по этому поводу, они мне сами говорили. У меня – нет. Мне как-то фиолетово. Да я его и не смотрю – ни зимой, ни летом.

Зато если я вижу в августе «Чародеев» (а их часто показывают), то у меня тут же возникает смутное желание навалить себе в тарелку «оливьешки» и выпить рюмочку чего-нибудь эдакого. И градус настроения поднимается.

Если же говорить о самом фильме – то у него достаточно интересная судьба. Начнем с того, что для начала после премьеры в 1982 году его долго огульно охаивали поклонники братьев Стругацких – а это большое количество советского народонаселения.

Дело в том, что этот фильм снят по мотивам романа «Понедельник начинается в субботу», без преувеличения культовой книги для нескольких поколений (см. соответствующий пост). Причем — ну очень «по мотивам». Настолько, что и общего почти ничего не имеет.

«Изгадили книгу», «Да ужас вообще», «Ничего святого» — даже я застал эти мнения, причем с премьеры прошло к тому времени уже лет пятнадцать-двадцать.

При этом никто даже не удосужился посмотреть кто именно был сценаристом фильма. Кто? А. и Б. Стругацкие. Они сами написали сценарий и претензии тут излишни. Это их книга и, стало быть, только их дело – что и как с ней делать. Ну, вот так они с ней развлеклись, почему нет? А может и вовсе какую-то свою наработку в сценарий включили.

При этом воротя от фильма нос и занимаясь бесполезной критикой, куча народа не заметила, насколько этот фильм прелестен, сколько в нем иронии и аллюзий.

И ведь это даже с учетом того, что его изрядно порезали редакторские ножницы!

Увы, например, была полностью вырезана роль кота Василия, ему оставили только пару реплик – «Хам» и «Ура». Какой-то особо бдительный дуролом из Министерства культуры углядел в этом безобидном животном, которого, кстати, озвучил Георгий Вицин, отсылку к булгаковскому Бегемоту. В результате в корзину отправилось немало остроумных фраз и диалогов.

Резанули и других персонажей. Кстати – включая исполнителя роли Ивана, хотя тут, может, и к лучшему. Изначально его должен был играть Боярский. Михаил Сергеевич – актер великолепный, многогранный, и не подумаю спорить, но… Боярский и Абдулов той поры – они оба романтические герои, но один – героический романтик, а второй – он, если можно так выразиться, реалистичный персонаж. «Один из», понимаете? Здесь был нужен именно такой – добрый и мягкий юноша, у которого в самый ответственный момент появится мужество и стальной стержень воли внутри. Но не ранее того момента, когда это будет нужно. Ни к чему тут «тысяча чертей», вот какая штука. В общем — с Боярским это бы был совсем другой фильм, совсем другая история. Хорошая, интересная, но – другая.

Если не ошибаюсь, «Чародеев» вообще планировали трехсерийным фильмом, но после его так подкорнали, что осталось материала только на две серии. Оцените масштаб трагедии!

И все равно, даже порезанный, он блистателен, надо просто вглядеться и увидеть, почувствовать бесподобную иронию авторов и дыхание того времени.

Например, белый костюм Ивана – прямая аллюзия к «Лихорадке субботнего вечера». Знак «Зорро». Названия портвейнов, которые перечисляет скатерть-самобранка. Гениальная фраза: «А вы можете загадать по собственному желанию».

Ну – и песни. «Три белых коня», «Песня о снежинке», «Кентавры» — без них и сейчас не обходится ни одна новогодняя программа, кто их только не перепевал. Кстати, я был крайне удивлен, узнав, что в фильме про трех белых коней поет Лариса Долина, просто ее голос немного ускорили, для придания ему детскости.

Отдельно замечу, что фильмы Константина Бромберга (а именно он режиссер «Чародеев») вообще исправно поставляли хиты на советскую эстраду. За несколько лет до этого он снял «Приключения Электроника», так оттуда тоже почти все песни перекочевали на сцену, одни «Крылатые качели» чего стоят.  С другой стороны – Крылатов, Дербенев и Энтин – это не просто имена, это настоящие мастера своего дела. У них не могло не получиться хита.

Возвращаясь к началу поста. Слава богу, у нас в стране не все высоколобые эстеты, большинство людей не стали воротить нос и вот уже много лет «Чародеи» один из любимейших народных фильмов. Уже нет многих из тех, кто его создавал, время есть время, но все равно каждый год его показывают по разным программам минимум раза три. А то и больше. И люди смотрят его с удовольствием, привычно приговаривая: «Кто так строит!», «Тут мы с вами не совпадаем», «Этот вопрос вон от той стены» и «Либо убьётся, либо покалечится». Потому как истинные шедевры – они вне времени.

И правильно. Новогоднего настроения много не бывает.

Фотография взята из открытых источников.

28.12.2016: 1 комментарий

  1. Главное что-бы костюмчик сидел!
    А у Александра Гавриловича Абдулова, светлая ему память, костюмчик сидел идеально.

Комментарии запрещены.