23.06.2017
Выпускной
Вот и кончился учебный год для последних учеников. Впрочем, для них сегодня кончается не только учебный год, но и учебный процесс в школе вообще. Нынче по всей стране будут шуметь выпускные вечера.
Надо заметить, что сейчас с этим делом все обстоит очень здорово. Нет, серьезно. Столько всяких вариантов, как его провести, что очуметь можно. Причем на любые кошельки. Вон, и в ЦПКиО есть выпускной, и на других площадках – это из того, что попроще. Само собой, будут и пафосные варианты, околокремлевские. Для Подмосковья устраивают мега-вечерину в парке «Патриот» со всеми делами – концерт там, речи мэров и все такое прочее. Даже транспортировка выпускников – и та бесплатно. Очень круто. Уважаю.
В наше время все было проще и скромнее. Самым шиком являлись теплоход, курсирующий по Москве-реке и дискотека в СЭВе. Но у подавляющего большинства вариант был один – родная школа. И, если честно, может оно и правильно было? Ну, разумно, если все заканчивается там, где начиналось.
Процедура была отточена годами и поколениями выпускников.
Сначала – актовый зал. Там говорились речи – сначала директором, потом завучем, потом кочующим от школы к школе уже немного пьяненьким представителем от РОНО. За ними на сцену выбирались представители родительского комитета, начинавшие свои речи словами «Дорогие наши дети!». Ну, а под конец слово давалось выпускникам, как правило самому умному мальчику (непременно в очках) и самой умной девочке (даже в этот вечер выглядящей как… Как самая умная девочка).
Еще раздавали последние грамоты – за успехи, за прилежание и все такое прочее. Ну, и вот после этого наступал волнительный момент – раздача аттестатов.
Собственно, на этом торжественная часть и заканчивалась, к всеобщей радости. И начиналось разнузданное веселье.
Точнее, оно начиналось не прямо вот сразу. Сначала все чинно кушали в столовой. Именно что кушали, не выпивали, поскольку за этим бдили строгие глаза мам из родительского комитета. Выпивали мы позже – в раздевалке для мальчиков рядом с физкультурным залом, в полутемном закутке у кабинета директора, в рекреации у кабинета физики.
И с каждым разом веселье захватывало нас все больше и больше, и даже самая умная девочка начинала казаться не только умной, но и даже очень ничего… Хотя нет. Не настолько нам еще веселело.
В актовом зале давно уже не было кресел, там громыхала музыка, мигали разноцветные фонари, слышался дружный топот штиблет и цокот каблучков-шпилек и отрывки разговоров.
— Давай-давай-давай!
— «Кир» еще есть?
— Костян, сигарету дай!
— А еще «Бед бойс блю» поставят?
— Я Зотову на «медляк» следующий приглашу! Да отвечаю! Да не пошлет!
— За слова свои ответишь?
— ААААААААААААААААААААААААААААААААААА! Круто!
Пыль стояла столбом и смешивалась с дымом сигарет. Вообще-то в школе курить было нельзя, но что нам теперь мог сделать даже самый суровый директор? Это наша ночь. Мы заслужили ее десятью годами.
Когда начинало светать, заканчивалось и веселье в актовом зале. Приходила пора покидать школу, теперь уже навсегда и переходить к последней традиции, которая свята. Приходило время ехать встречать рассвет, автобусы уже стоят у школы и ждут нас. Кстати – непременно на этой стадии человек пять выбывают из выпускной гонки, засыпая по пути богатырским сном. У нас, помню, Лешка Чепыжев уснул, да так, что мы его и не смогли разбудить. Комизма добавило то, что он с начала мая орал, что в автобусе никому спать не даст. Это было смешно.
Центр Москвы на утро после выпускного принадлежит выпускникам. Они везде – на смотровой площадке МГУ и на Красной площади, на Поклонке и на Арбате (хотя мне совершенно непонятно что там делать). Они бродят по городу, немного уставшие, но еще взбудораженные, пиджаки мальчиков прикрывают обнаженные плечи девочек, они еще не взрослые, но уже не дети.
Хорошее утро. Оно из тех, которые запоминаешь на всю жизнь. У меня оно тоже было.
И в каком-то смысле еще будет. Может, я даже вылезу на сцену и скажу:
— Дорогие наши дети!
Хотя нет, не вылезу. Я лучше поступлю так, как когда-то поступил мой батя и отцы моих одноклассников. Я прикрою глаза на то, как свежеиспеченные выпускники бухают в раздевалке и прочих местах. От этого им больше пользы будет, чем от любой речи.
Ну, если они пойдут нашим путем отмечания. А если нет – просто порадуюсь за свое чадо.