01.02.2017
Раздел «Кино»
«Баллада о доблестном рыцаре Айвенго»
Без преувеличения можно сказать, что это был культовый фильм для пацанов середины 80-х. В нем было все, что требовала их душа – рыцарские турниры, звон мечей, свист стрел, осада замка, Робин Гуд и победа добра над злом.
Сергей Тарасов, режиссер этого фильма, смог сделать то, что удавалось немногим в советском кинематографе – снять настоящее зрелищное приключенческое кино со всеми атрибутами жанра, и при этом без всякой ерунды, вроде «показа бесправного положения английских йоменов во времена средневековья». Нет, там были фразы вроде: «Вот оно и видно, сэр рыцарь, что вы давненько не бывали в Англии», но при этом они не выглядели инородным телом.
Увы, но отчего-то чистый приключенческий жанр не приветствовался в отечественном кино. Он непременно должен был разбавляться чем-то еще, чаще всего – революционной героикой. «Неуловимые», «Конец императора тайги», «Ищи ветра», «Победитель», «Шестой» — отличные представители приключенческого кино, но при этом они все равно политизированы. «Наши» – красные, «не наши» — белые или их последыши. Наши – затянуты в кожанки или перепоясаны портупеями, не наши – в белых рубахах навыпуск, в золотопогонных кителях и непременно поют тягучие романсы о погибшей России под гитару. Исключение, пожалуй, только «Белое солнце пустыни», но нем будет отдельный разговор как-нибудь потом.
И уж совсем особняком стоят произведения вроде «Тайны двух океанов» или «Зеленых цепочек», там вообще приключения уходят на второй план.
А вот фильмов подобных «Балладе», которая была «просто про приключения» почти не было. Что приходит на память сходу? Трехсерийный «Остров сокровищ», не слишком удачный «Капитан Блад». Еще говорухинские «В поисках капитана Гранта» и «Том Сойер»
Ну, и остальные фильмы Сергея Тарасова, который, пожалуй, был почти монополистом в этом жанре, деля место под солнцем с вышеупомянутым Станиславом Говорухиным. Сначала были «Стрелы Робин Гуда», потом «Баллада», после «Черная стрела» и «Квентин Дорвард». Каждый из фильмов был просмотрен нашей компанией в кинотеатрах ни раз и не два. И не десять. Да и после того, как мы ушли из детства – тоже.
Лично я «Балладу» за свою жизнь посмотрел раз сто, если не больше. Серьезно. При известном желании я могу его, пожалуй, что, цитировать, причем изрядными кусками, по крайней мере все эпизоды с отцом Туком – точно.
Что примечательно, сам роман Вальтера Скотта, который послужил литературной основой фильма, я в свое время еле-еле одолел до конца. Если честно – он достаточно скучный, как и большинство произведений этого автора. Скотт писал в типичной для того времени манере «описательного» романа, то есть сюжет был только нитью, на которую он нанизывал свои размышления и многостраничные описания эпохи. Исключение составляют только «Квентин Дорвард», «Талисман», да еще «Горбун».
Тарасов поступил просто. Он убрал часть ненужных сюжетных линий, оставив только приключенческий сюжетный костяк, вывел Робина Гуда из второстепенных героев в главные, добавил юмора – и вуаля.
А еще он вставил в фильм песни Высоцкого, которые, по моему личному мнению, и вывели эту ленту из категории «очень хорошее кино» в категорию «шедевр». Они создали необходимую атмосферу, они заставляют в тех или иных моментах фильма сильнее биться сердце или ощущать непривычное чувство, когда глаза щиплет. Кто видел – тот поймет. Помните штурм замка Торкилстон под «Балладу о борьбе». Робин Гуд кричит «Вперед!» и начинается – «Средь оплывших свечей и вечерних молитв…». Черт, если у вас тогда, в темноте кинотеатра, не сосало под ложечкой, и вы не подавались вперед, затаив дыхание, то с вами что-то не так. Видимо, вы не из нашего двора. И даже не с нашей улицы.
Песни эти должны были войти в ленту «Стрелы Робин Гуда», но их в последний момент из нее изъяли, тем самым изрядно искалечив картину. При ее просмотре четко видно, где какая из баллад должна была стоять.
Но, с другой стороны, если бы их не изъяли, то «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» изрядно проиграла бы, так что все вышло так, как вышло.
Кстати – в 90-х «Стрелы» перемонтировали, вставили песни, но – уже не то. Не воспринимаю я их там, они мне кажутся инородным телом.
Об этом фильме можно еще долго рассказывать. Например, поговорить о лучшем из Робин Гудов – Борисе Хмельницком. Или о замке Торкилстон, который на самом деле Хотинская крепость, находящаяся в Западной Украине. Ее снимали часто и охотно, хоть бы даже тот же Тарасов ее потом снова штурмовал в «Квентине Дорварде». А еще можно рассказать о том, сколько каскадеров участвовало в съемках – лучших в СССР каскадеров.
Но чем про это читать, лучше пойти и еще раз посмотреть этот замечательный фильм. А если вы его еще не видели, то я вам даже завидую – у вас впереди отличный вечер. Хотел бы я его еще раз посмотреть так, как в первый раз.