Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

01.11.2016

01.11.2016

Раздел «Тихие радости»

Туристы

Сегодня на «Планерной» видел парочку туристов. Ну, таких, настоящих – он с рюкзаком, размером с меня, она тоже с рюкзаком, но поменьше, зато к нему приторочен футляр с гитарой.

Проникся, ибо подобное стало редким зрелищем даже летом, а уж по нынешним погодам – это вовсе уникум. Правда, немного смутило то, что они вдумчиво изучали карту метро, не исключено, что именно оно будет местом их похода, и вечером они разобьют стоянку где-то в тоннеле между «Третьяковской» и «Китай-городом».

А потом я задумался – ведь как за последние лет двадцать-двадцать пять изменилось само понятие «турист».

Сейчас турист — это человек, который никуда, по сути, не идет, а исключительно едет или летит. Сначала – аэропорт, потом – самолет, потом – отель, вот, собственно, и все. Дальнейшие передвижения крайне немногочисленны – от бара к бассейну, от отеля – к морю, от магазина к магазину. Бывают еще экскурсии, на полдня-день, но это несчитово. Но – турист же! Человек на выезде.

В СССР гордое звание «турист» таким людям не полагалось. Там все было строго градировано. Если ты отправился к морю, в санаторий или даже в Варну – ты не турист. Ты – отдыхающий. Не надо путать!

А туристы – это были люди, которые отмели от себя трехразовое столовское питание, пивные бочки на каждом углу и автоматы с рислингом в Анапе или Гурзуфе. Это были романтики лесов и полей, их не смущали ни буреломы, ни среднерусские реки и болота.

Они надевали заплатанную и прожжённую десятками костров стройотрядовскую форму, натягивали на ноги кеды «Два мяча», на голову надевали кепку «Таллин-70», брали зеленые рюкзаки, похожие на свиней из «Angry birds», на шею вешали приемник, уверенно принимавший «Маяк», и отправлялись туда, где никогда не ступала нога человека. И неважно, что она этого не делала просто в силу того, что в этом нет смысла. Всем туда не надо – а им надо.

Вот это были тури-тура-тури-тура — туристы. К ним, кстати, примыкали еще две крупные группировки, исповедующие те же истины, но имеющие свои зоны влияния. Первые были альпинисты, они лезли в горы, лучше которых могли быть только другие горы, вторые – спелеологи, они, напротив, уходили под землю, исследуя пещеры. Внешне все три компании были похожи, да и идеологии их большей частью совпадали, но каждый предпочитал вариться в своем котелке.

Как только распускались листья, как только вылезала первая трава, туристы словно выходили из спячки. В пятницу вечером пригородные поезда были просто забиты до отказа веселыми ребятами с рюкзаками, которые многоголосо пели под гитару и предвкушали два дня беспрестанной ходьбы по долинам и по взгорьям.

Иногда с ними, кстати, путали безобидных хиппи, которые тоже были не дураки покирять портвяшку на природе. Но, на самом деле последние никуда не шли, он просто выпивали – и не более.

А уж летом группки по пять-семь человек, бодро пылящие по деревенским дорогам и закупающие в сельпо гречневый и пшенный концентрат, являлись совершенно нормальным явлением. Сам их видел не раз и не два в детстве, которое проводил на даче. Еще они всегда покупали весовые ириски и робко интересовались у золотозубых продавщиц:

— А чайку индийского, со слоном, нет? Или тушёночки?

Иногда продавщицы их жалели, и продавали пять-семь банок «тушняка». Ну, и плиточный грузинский чай, ибо «индюха» — это был совсем дефицит.

Закупившись, туристы доходили до крайнего дома деревни, выкуривали по сигарете и ныряли в лес, навстречу новым маршрутам.

Между прочим, туризм в СССР очень даже поощрялся. Были даже наградные значки «Турист СССР», и вроде как даже разряды. Уж не знаю, как их присваивали, скорее всего за скоростное разжигание костра, за установку палатки на время и за умение выпить бутылку водки одним глотком, верно раскрутив ее внутри тары «винтом» (последнее видел лично, впечатляет).

При этом туристы были очень мирные и славные люди. Они никому никогда не мешали, всегда тушили разведенные костры, берегли природу, собирали и закапывали в землю браконьерские капканы и вообще делали много хороших дел. А что выглядели диковато – так нынешние дауншифтеры не лучше.

Еще именно благодаря им, туристам, возникла бардовская песня. Ну, во многом благодаря им. В принципе Грущинский фестиваль – это дань именно той эпохе, когда бородатые люди и круглолицые девушки мерили российские просторы на своих двоих, вся атрибутика и атмосфера идет оттуда.

И сейчас еще встречаются в метро такие люди, но все реже, реже… Комфорт – он затягивает, комаров кормить никому неохота. Да и кеды хорошие пойди найди. А без кед – какой поход?

P.S. Я сам эту идеологию не понимал и не разделял, по причине любви к комфорту и перманентной лени. Но – уважаю тех, кто презрел домашний уют. И, тем не менее – их ждет на улице дождь, а меня ждет дома обед.

Фотография взята из открытых источников.

01.11.2016: 1 комментарий

  1. Все мы родом из детства.
    Это я к тому, что встреченным тобой ребятам повезло в детстве походить в кружок юных туристов. Есть ещё такие. Пока есть. Пока в бюджетах многочисленных ГорОНО есть ещё статья «внешкольные кружки».
    Узок их круг. Страшно далеки они от народа. Всё менее среди них энтузиастов. Всё более «оптимизируют» их «эффективные менеджеры».
    «Доктор, мы его теряем!»

Комментарии запрещены.