Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

02.05.2017

02.05.2017

9 мая

Разведчики

Если можно применить к войне слово «романтично» и «профессия», то разведчики – самая романтичная профессия из тех, что есть в дни этого лихолетья. По крайней мере так считают литераторы и кинематографисты.

Именно про разведчиков снято самое большое количество фильмов и именно они фигурируют в качестве героев в большинстве книг, посвященных Великой Отечественной войне. Причем началось это тогда, когда сама война еще даже не кончилась.

Я так думаю, это потому что разведчики находились ближе всего к ситуации подвига, точнее – героической смерти. Нет, на войне все рядом со смертью ходят, настолько рядом, что привыкают к этому даже, но разведчики – они с ней рука об руку гуляют. А это – конфликт, драма, что еще творческим людям надо?

На самом деле так и было. Число групп, ушедших за линию фронта и попавших в графу «пропали без вести» или «судьба неизвестна» велико неимоверно. И это касается не только групп, спешно сформированных в августе-октябре 1941 из вчерашних школьников и заброшенных в тыл врага. Это относится и к куда более позднему времени, когда мы уже умели воевать очень хорошо, а в полковых и батальонных разведках служили бойцы, которые знали, как браться за автомат и «финку». И все равно – уходили за линию фронта и не возвращались. Канула группа в утренний туман, а вместе с ним и в неизвестность.

В этом плане очень показательна повесть «Звезда» (если кто не читал, то уж фильм-то смотрел наверняка). Казакевич – он сам не кабинетный писатель был, на передовой отметился, а потому писал со знанием дела, потому и получилась книга настоящей. По ней, собственно, почти сразу и фильм сняли, причем с лучшими на тот момент актерами – Крючков, Меркурьев.

Кстати – в первой версии фильма финал был прямо по повести – вся группа погибала. Товарищ Сталин посмотрел на это дело, пыхнул трубкой и сказал:

— Идэологически неправильно, что погибли все. Погиб персонаж товарища Крючкова – этого достаточно. Остальные должны жить и бить врага, я так думаю. Или у кого-то есть другие мнения?

Других мнений не было, и финал фильма поменялся, теперь уцелевшая группа бредущая где-то в болотах, провожала взглядом идущие на Запад бомбардировщики, а после снова шла к линии фронта

Уже в новейшее время по этой повести сняли еще один фильм, по моему личному мнению – один из лучших фильмов о Великой войне за все время. Там все было так, как оно было бы на самом деле – группа ушла за линию фронта, спалилась и была уничтожена. Правда, успела выполнить задание. Бывало и так, что группы и этого сделать не успевали. Чаще всего бывало. Вот и уходили группы одна за другой через три ночи на четвертую. Уходили – и не возвращались.

А сколько разведчиков осталось в Пруссии – начиная от легендарной «Чайки»? Группы туда забрасывали массово и гибли они так же. Там не Белоруссия, глухих лесов нет, а население через одного поддерживало немцев. Увидели парашюты в небе – сразу звонок в комиссариат полиции. Увидели незнакомого человека – звонок. Ну, и так далее.

Жизни разведчику было – от пяти до десяти выходов в тыл врага. Мало кто мог похвастаться большим количеством рейдов. Нет, были везунчики и двумя-тремя десятками вылазок, но это было совсем уже исключение из правил.

Поэтому когда в кино говорят: «Да у меня шестьдесят пять выходов в тыл врага» — не верьте. Не бывает такого. Точнее – бывает, но только в кино.

Но это – та разведка, которая на нашей стороне фронта. А были еще «тихушники» в тылу врага, самые любимые персонажи литераторов и кинематографистов. Штирлиц, Йоганн Вайс, и, естественно, Николай Кузнецов, он же Пауль Зиберт.

Кузнецов – тема для особого поста, человек был незаурядный, везучий, матерый. Из таких переделок выпутывался, что поверить невозможно.

Что до остальных кино и литературных героев – они тоже возникли не на ровном месте, у каждого был прототип, зачастую из тех, кого до сих пор не рассекретили.

Я читал подлинные биографии кое-кого из этих зубров разведки, тех, кто после 1945, скажем так, «вынырнул», а не рванул в Южную Америку и Западный Берлин. Кончится-то война кончилась, да только не везде и не для всех. Одна закончилась, другая началась.

Так вот – это были не люди. Это были титаны. Как можно годами жить в состоянии постоянного нервного напряжения? Нет, мы все живем под стрессом, но не надо путать наши бытовые неурядицы и ТО, как жили эти люди.

А еще вышло невеселое в Берлине, в 1945 году, в дни штурма. В тамошней мясорубке наши часто расстреливали пачками офицеров, в основном с черепом на рукаве, из ведомства СС.  Во-первых, те в плен не сдавались, во-вторых – наши уже повидали Освенцим и Майданек, а потому жалости к этим зверям в серой форме не испытывали совершенно никакой. Да и не только к ним, всех остальных в расход пускали, даже если те поднимали руки – и правильно делали. Причем, глядя на то, что сейчас творит Меркель, возникает ощущение, что кое-кого тогда все-таки не дострелили.

Так вот – среди тех, кого тогда постреляли, были и наши разведчики. Так тоже бывает. Я в воспоминаниях выживших читал, как они находили в грудах трупов своих, «наших». Возможно, те и пытались что-то объяснить, но кто их слушал? И тут нет виноватых. Это война.

У Семенова в финале «Приказано выжить» описана подобная ситуация.

Так что – романтика-романтикой, а за ней – пот, кровь, ночные тропы, болота и чаще всего – смерть, иногда такая мучительная, что даже представить трудно.

Но как без разведки на войне? Никак.