Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

08.12.2016

08.12.2016

Раздел «Персоны»

Ролан Быков.

Сегодня днем включил телевизор, попереключал каналы и на одном из них наткнулся на знакомые с детства, а потому родные до боли «Приключения Буратино». Ну, сам фильм заслуживает отдельного поста, потому сейчас не о нем.

Включил я фильм как раз на том моменте, когда Базилио и Алиса делят пять золотых. Ну, помните: «Сейчас в рожу вцеплюсь», «Обманула?»

И в очередной раз я подпал под невозможное совершенно обаяние Ролана Антоновича Быкова. Пока он на экране – невозможно выключить фильм. Не только этот – любой.

Кого бы он не играл, будь то эпизод или главная роль – он придавал своим персонажам такую мощь, такое обаяние, что зачастую из всего фильма запоминался фрагмент именно с Быковым.

«Большая перемена» — в этом фильме снялся весь цвет актерского цеха середины-конца 70-х. Не звезд – нет. Вообще. Даже в эпизодах – Басов, Рыжов, Ронинсон, Граббе. У Быкова – роль второго плана, в общем-то не очень ярко прописанная в книге, по которой поставлен фильм. В результате – фейерверк, чуть ли не бенефис Ролана Антоновича. Его Петрыкин ушел в народ сразу же, вместе с фразами и интонациями.

«По семейным обстоятельствам». Логопед, не выговаривающий половину букв, вызывающий хохот каждой(!) репликой. С ним в кадре Ханаева и Евстигнеев – гениальные артисты. При этом переиграть Быкова смогла только девочка, говорящая «селедка».

«Я шагаю по Москве». Здесь у его персонажа даже имени не было. Вообще. Просто «загипнотизированный» прохожий – и все. Экранного времени – на пять минут. И снова – один из самых ярких персонажей фильма. Пишу и улыбаюсь – «Вы со мной так не разговаривайте, я контуженный. Я чего угодно могу тебе сделать – и ничего мне не будет». И снова – каждый жест, каждый поворот – взвешен, оценен и признан годным. Им, Роланом Антоновичем, признан, он сам для себя мерило был.

Я читал воспоминания Данелии, который поставил этот фильм, там было написано и про Быкова. Глава называлась «Извода Ролан», в ней речь шла как раз об этом эпизоде. Быков играл его так, как будто это самый главный эпизод фильма. Он выдавал на-гора десятки вариантов существования своего персонажа в кадре, он придумал его прошлое, он доискивался – для чего этот странный человек пришел в парк, зачем, с какой целью. Ему надо было знать о нем все, для того, чтобы зритель в него поверил. И зритель – поверил. Если посмотреть этот фрагмент – и в самом деле становится ясно, кто этот человек. Он контуженный, он любит выпить, он любит и женщин. Пятиминутная зарисовка, люди! Пятиминутная! И вся жизнь человека как на ладони.

А персонаж из нудного, но признанного гениальным «Андрея Рублева»? Скоморох? Я не очень люблю этот фильм, я не понимаю Тарковского, но эпизод с Быковым – это шедевр. Вот как есть – шедевр. Как по мне – именно через него ощущаешь то время, а не через чернецов или татар.

А еще Быкову верили дети. Ну да, по нынешним временам фраза двусмысленная, но и время у нас сейчас лихое. Тем не менее – смысл в ней самый простой – Быков умел сниматься для детей и снимать для детей. Как режиссер он снял десять фильмов. Семь из них – о детях и для детей. Он обладал великим талантом – говорить с детьми на их языке, без сюсюканья и заискивания, как это частенько было принято в тогдашнем кинематографе. Его фильмы всегда были честны, он называл вещи своими именами. Вершиной этого стало «Чучело» — жесткий, не сказать – жестокий, и невероятно правдивый рассказ о детских играх во взрослых.  Фильм вышел даже порезче книги, я помню, как его обсуждали, ряд учителей в нашей школе даже называл его «клеветой» и не понимал, как такое можно показывать в кинотеатрах.  Думаю, услышь это Ролан Анатольевич, он был бы доволен.

Впрочем, главные его роли для детворы были все же Базилио и Трусливый охотник. Ну, и, конечно — Бармалей. «Нормальные герои всегда идут в обход» — это уже не фраза из фильма, это народная мудрость, и не все, кто ее произносят, даже знают, откуда она взялась. Это ли не бессмертие?

Знаете, есть такая расхожая фраза: «Вот раньше были артисты, сейчас таких нет». Как правило, услышав ее я скептически улыбаюсь – раньше просто был кинематограф, которого сейчас нет, а артисты и в наше время не хуже. Дай им то кино – и все будет. Но при этом есть несколько человек, талант которых невозможно превзойти, таких как они, на самом деле уже не будет. Среди них — Евстигнеев, Папанов, Миронов, Плятт, Раневская. И конечно – Ролан Быков.

Фотография взята из открытых источников.