Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

13.03.2017

13.03.2017

«Не бойся, я с тобой»

Этот фильм является прямым подтверждением того, что и с одной по настоящему сильной работой можно войти в историю. В данном случае – в историю отечественного кино.

И до «Не бойся я с тобой», и после него, режиссер Юлий Гусман снимал еще какие-то фильмы, но их сейчас даже специалисты-киноведы не помнят. Более того – их не помнят даже квнщики, а уж они-то про Гусмана всё знают.

Что забавно – в свою очередь куча зрителей даже и не подозревает о том, что «Не бойся, я с тобой» снял тот бородатый дядька, который постоянно в жюри КВН сидит.

Но это не единственное достижение данной ленты. Еще ей удалось попасть в категорию «Всегда актуальное кино», а это на самом деле большая редкость. Многие фильмы, несмотря на то, что они хорошо сняты, со временем уходят в небытие. Их не спасают ни отличные актеры, ни отменная литературная основа, ни когда-то высокие рейтинги. Время – жестокий цензор, оно перемалывает все, и даже художественные ценности. Например, был такой фильм «Душа», снял его популярный в 70-80 режиссер Александр Стефанович. В главной роли – София Ротару, тогда – мегазвезда. В других ролях – звезды не меньшего масштаба – Боярский и Калныньш, в начале 80-х это властители всех женских сердец. Плюс – великий Ролан Быков. Мало того – в этом фильме впервые по серьезному появилась на экране «Машина времени», не в секундном эпизоде, как в «Афоне». Сборы у ленты были сумасшедшие, за год эту ленту посмотрело 58 млн. зрителей!

У меня есть серьезные подозрения, что ряд читателей моего блога впервые услышал об этой кинокартине здесь и сейчас. Да и то – откуда тем, кто родился после 1988, про нее знать? Его давно нигде не показывают, даже на дециметровых каналах его не увидеть. И дело не в том, что «Душа» — плохой фильм, тем более, что это и не так. Просто он был хитом для своего времени. Ушло время, и с ним испарилась актуальность фильма. Увы.  И подобным лентам нет числа.

А вот «Не бойся, я с тобой» остался с зрителем по сей день. Причем не только с теми, кто видел его еще тогда, в 80-х, но и с новыми поколениями, которые появились на свет куда позже, чем он был снят. Мое чадо давеча с интересом смотрело на экран, по которому его показывали и особенно впечатлился сценой… Пацаны, уже поняли какой? Ну да. «Добром и словом другу помоги, не лишь когда грозят ему враги».

Но – коротенько о фильме. Сюжет прост – Рустам, артист цирка, спустя много лет приезжает на свою историческую родину, в Азербайджан. Еще ребенком он был увезен из дома, чтобы кровники его семьи не выполнили свой долг и не убили его. Компанию ему составляет Сан Саныч – тоже цирковой артист и мастер рукопашного боя. В течении двух серий эта парочка переживает массу приключений – помогает украсть невесту молодому бедному актеру, дает бой местным бандитам, а Сан Саныч даже попадает в тюрьму, где обучает местных уголовников основам каратэ. Собственно, эта сцена и вызвала восторг у моего чада, как когда-то и у меня самого.

У сцены урока борьбы в тюрьме особенная энергетика. Она упругая, как каучуковый мячик. Музыка, текст песни и картинка настолько удачно дополняют друг друга, что аж дыхание перехватывает. Одна эта трехминутная сцена влегкую уделывает десятки гонконгских лент вроде «18 бронзовых бойцов» или «Рука Шао-Линя».

Слово «каратэ» в ленте не звучит – оно тогда было под запретом. Одно время в СССР вроде его разрешали, даже одобряли занятия им, но потом кто-то что-то где-то решил – и эта старинная японская борьба попала в «Уголовный кодекс». За обучение каратэ стали давать вполне себе реальные сроки и куча народа отправилась на нары.

Потому в фильме звучит фраза о том, что «Многое я взял из вашей народной борьбы «Гюлеш». Одно дело – японское и чужеродное, другое – свое и народное. Но нас было не обмануть – на экране было каратэ!!!

Отдельно замечу – в Азербайджане, где снимался фильм, была одна из лучших в СССР школ каратэ и это хорошо видно. Сцены с поединками выстроены филигранно, они завораживают. Ну да, это все постановка – но как красиво!

Да и вообще – этот фильм по сути признание Гусмана в любви своей родине. Азербайджанская культура пронизывает его от начала до конца. Костюмы, пейзажи, тысячи мелочей – режиссер учел все.

Странно дело – я вот сейчас это пишу и понимаю, что «Не бойся, я с тобой», по сути, идеальный фильм. В нем нет ничего, про что можно было бы сказать: «Но вот тут, конечно, создатели немного накосячили». Нет такого. В нем все на месте – картинка, актерские работы, музыка, действие, юмор. Вот – все хорошо.

Что до юмора — он в этом фильме бесподобен. Одна сцена с Морданом, незадачливым женихом, у которого и украли невесту, стоит очень многого.

  «— У тебя невесту украли!

— Украли!? Кому такое счастье надо? Попросил бы у меня бы, я и так отдал бы… Или на что-нибудь сменял бы.»

А это гениальное: «Туда ехали, за ними гнались. Оттуда едут, за ними гонятся. Какая интересная у людей жизнь!».

И таких моментов – масса. Но читать это не так интересно, как смотреть.

Ну, и, разумеется, песни, без которых эта лента не стала бы тем, чем стала. Их в «Не бойся, я с тобой» много и каждая стоит на своем месте. По сути – каждый из героев получил по песне, которая его характеризует, а Теймур, молодой актер – даже две. Но это нормально, поскольку Теймура играл Полад Бюль-Бюль-оглы, который был композитором картины. Имеет право.

Песни эти сразу ушли в народ, их крутили по радио, в программах по заявкам на «Юности», и просто так, на «Маяке». И даже, если не ошибаюсь, «Как жили мы, борясь» попала в «Песню года», а по тем временам это был потолок популярности.  Да и сейчас их можно услышать на ретро-радиостанциях.

Да, помните песню про «Интеллигента»? Ну «Он безоружен, я всегда вооружен»? Совсем недавно узнал, что поет ее в фильме Владимир Винокур. Надо же, никогда бы не подумал.

Но самую большую славу среди пацанов, конечно же, снискал «Урок борьбы», который я уже упоминал. Думаю, что Алексей Дидуров, автор текста, увы, уже покинувший этот мир, был бы польщен, узнав о том, что его стихи ходят в школах в прямом смысле слова «в списках». В нашей 611, по крайней мере, было так.

Там вообще было интересно. Фильм показывали в субботу, тогда именно вечером в субботу по первому каналу показывали новинки. Раз в неделю, а не каждый день, замечу отдельно. Так вот – кто-то «Не бойся» посмотрел, а кто-то прозевал. И в понедельник те, кто прозевал, рвали на себе волосы – повторы тогда не практиковались и интернета, чтобы скачать пропущенный фильм, не было. Прощелкал – надейся на то, что через год-полтора повторят ленту «по просьбам телезрителей». Раньше – вряд ли.

На большой перемене пропустившие взмолились, слушая наши рассказы:

— Ну, хоть текст песни про каратэ вспомните коллективно, пока совсем его не забыли. По всему ясно, что песня путевая, на гитаре ее подберем.

Как мы вспоминали песню – это отдельная история, скажу только, что подлинного текста в ней было дай бог процентов на 60, не больше. Зато через строчку непременно были «Хххуууууу!» и «Кия!!!!». Собственно, в них и был тогда для нас главный смысл.

Ну, и заканчивая. Если вдруг кто так до сих пор не видел этот фильм – посмотрите его. Он того стоит. Он добрый и мудрый, сейчас это редкость.

Да, вот еще что. Про вторую часть «Не бойся, я с тобой», недавнюю, я не пишу сознательно. Ее для меня не существует. Посты в блоге – они должны на позитиве заканчиваться.