Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

23.05.2017

23.05.2017

Фэнтази-литература как явление

Вообще-то это тема не для поста, а для кандидатской работы на филфаке какого-нибудь ВУЗа. Страниц эдак на 80, с приложениями и иллюстрациями. Или, как минимум – дипломной.

Но мне, хвала небесам, подобные работы писать уже не надо, мой диплом защищен бог весть когда, потому я обойдусь постом.

Просто вчера заспорил с одним человеком о том, что такое есть фэнтази вообще. Я утверждал, что это отдельный жанр, сформировавшийся самостоятельно и существующий автономно, он – что это ответвление от фантастики как таковой и самостоятельно не существующий.

Не исключено, что мы оба правы, бывает и так. И тем не менее – я считаю, что фэнтази отдельный жанр. К тому же она даже старше фантастики.

Но начнем сначала.

Каковы непременные атрибуты этого жанра? В первую очередь – сказочность, то есть невозможность происходящего в нашем мире. Даже при условии, что эта сказочность вплетена в нашу реальность, как, например, в «Дозорах» Лукъяненко.

Второе – отсутствие необходимости объяснять, как это все работает. В НФ без этого никак – если ракета летает, значит надо объяснить, как она это делает. В фэнтази нет необходимости рассчитывать плоскость драконьего крыла. Он просто летает – и все. Он даже и без него летать может, как это было в «Чаше Торна» Воронина. Там был дракон-лич. Другой пример – нашествие зомби. В фантастике непременно пояснят, что люди стали ходячими мертвецами по причине того, что из лаборатории вырвался вирус, их такими делающий. Или метеорит упал. Или еще что-то случилось. В фэнтази на героя навалится толпа зомби и он их будет рубить. И неважно, откуда они взялись и как на свет появились. Они просто есть.

Третье – отсутствие рамок для фантазии. Фэнтази подразумевает полное отсутствие границ – в расах, в оружие, в мирах. Везде.

Четвертое – герой. Вот прямо герой-герой. Не заумный ученый и несгибаемый астронавт, а мускулистый чувак, зачастую туповатый, но зато обаятельный и с воооот таким мечом. Он не думает, он действует. Ну, я, конечно, утрирую, но тем не менее. Хотя есть и философская фэнтази, есть даже фэнтази с отрицательными персонажами, но они все равно не склонны слишком уж размышлять. Они почти всегда действуют.

Пятое – фантастика – это познание. Фэнтази – отдохновение.

И шестое – в фэнтази почти всегда все кончается хорошо. А в фантастике – нет.

А теперь вспомним мифологию – хоть нашу, хоть скандинавскую, хоть греческую. И что это, если не фэнтази? Кстати, именно на ней, мифологии, особенно на германской и скандинавской, строится сюжет огромного количества книг, причем зачастую – культовых.

Величайшая фэнтази-сага всех времен и народов «Властелин Колец», которая, по сути, стала каноном, истоки свои берет именно в мифологии. Дж.Р.Р.Т – он был профессор-словесник и это дело знал на профессиональном уровне.

А каковы корни у собственно фантастики? Хрен его знает. Я полагаю, что Жюль Верн, до него вроде подобного никто не писал, с него и начался бум научно-фантастически-познавательных книг.

То есть – предтеча фентази веков на много старше собственно фантастики. И как одно может быть производным другого? Дедушка не может быть младше внука.

Думаю, что применительно к нашей стране здесь имеет место быть сбой в системе.

Поясню.

Фантастика со всеми ее атрибутами – ракетами, астронавтами, безумными учеными и т.д. расцвела буйным цветом в 50-70 года, причем как у нас, так и у них. У нас в 70-х это вообще был культ какой-то – Стругацкие, Днепров, Гурвич, Немцов. Ироничные моложавые профессора, юные МНС с гениальными идеями, брутальные космодесантники, фотонные ракетные двигатели, Альфа Центавра и т.д.

А фэнтази у нас не было вообще. Нет, был Губарев с «Королевством кривых зеркал» и тому подобная детская литература, но это совсем другая история.

У них, там, фэнтази тоже на какое-то время ушло в никуда. Вспыхнув яркой звездой в 30-е, благодаря Говарду, Пратту и другим классическим мастерам, она на какое-то время исчезла, уступив комиксам и все-той же фантастике.

Потом в 60-е бахнул Дж.Р.Р.Т – и снова понеслась. Из ниоткуда появилась целая плеяда авторов и фэнтази снова заняло свое место. Драконы взвились в небеса, варвары достали из ножен мечи, грудастые принцессы снова залезли в свои башни, а гномы раскочегарили свои кузни под горами.

Там – но не у нас. У нас царствовали все те же дивные неземные миры, ученые в белых халатах и мальчики, зайцем попавшие на звездолет.

Нет, иногда можно было найти в «Искателе» или в другой периодике какие-то обрывки фэнтази, но такое случалось редко. Или это были стилизации, вроде шуточной повести Пристли «31 июня», которая являлась очень хорошей пародией на жанр. У нас, правда, никто не понял, что это пародия. Никто не знал толком, что пародируют. В свое время такая же ерунда случилась с фильмом «Фантомас». У нас на экраны выпустили трилогию Анри Юнибеля про этого злодея, но никто нашему зрителю не объяснил, что во Франции этот фильм смотрят как чистую комедию, которая именно что пародирует штампы фильмов о Фантомасе, довольно жутких и наполненных убийствами. У нас их не видели, и потому еще долго наиболее скандальные и достающие всех жильцы многоэтажных находили в почтовых ящиках записки с текстом вроде: «Мне нужен труп, я выбрал вас, до скорой встречи. Фантомас».

Вот в результате, в 90-х, когда у нас появились на прилавках Лейбер и Муркок, Говард и Сальваторе фэнтази и назвали блудным дитем фантастики. За рубежом эти книги знали давно, а у нас про них и слыхом не слыхивали.

Но это все, естественно, строго ИМХО.

На этом пока все, но, возможно, в как-нибудь потом я еще вернусь к этой теме