Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

25.12.2016

25.12.2016

Раздел «Тихие радости»

Горки

В Москву опять пришла оттепель. Это стало уже хорошей традицией – как дело идет к Новому году, так термометр начинает показывать плюсовую температуру даже ночью, дороги превращаются в месиво, а снег активно тает.

Как бы странно это не прозвучало, но в этом году я даже немного рад подобному капризу погоды. У меня чадо приболело – сезонный грипп. Какая взаимосвязь? Прямая. Он хотя бы не расстраивается по поводу того, что теперь не может ходить кататься на горку.

Катание с горки – это одна из немногих вещей, которая объединяет все поколения детей – и российских, и советских, и, наверное, даже дореволюционных. Во всем остальном эти поколения ужасно далеки друг от друга, слишком велика разница систем, в которых они растут – и информационных, и политических. Скорее всего, встреться восьмилетний я с моим же чадом, то тем для разговоров у нас было бы не так и много, мы бы просто не поняли друг друга, хотя вроде и ровесники. Восьмилетка из пятидесятых и восьмилетка из восьмидесятых нашли бы общий язык друг с другом без труда, а вот тут – вряд ли. Как объяснить чаду, что такое «октябрятская звездочка» и зачем мы собираем макулатуру? Как мне понять – накой ему столько учебников и почему нельзя брать телефон в школу? Я уж молчу про то, что я бы вообще не понял, как телефон может уместиться в кармане. Это не хорошо, и не плохо, просто мир изменился – и очень сильно.

Но вот горки остались теми же. Солнце, лед, ветер в лицо, полные сапоги снега и невероятный гвалт со всех сторон. Клянусь, когда я вожу чадо на горку, то сам молодею лет на тридцать пять и испытываю жуткое желание отобрать у него «ватрушку». Да и отобрал бы, да боюсь, что она меня не выдержит, несмотря на всю свою прочность.

Кстати – средства катания – они тоже здорово изменились. Я вот хрестоматийные санки этой зимой, по-моему, ни разу не видел. В продаже они есть, но вот чтобы на них катались – это нет. Снегокаты – те остались, а санки пропали. Зато другого всякого – полно, впору позавидовать.

Простенькие пластмассовые «ледянки»-поджопники, вытянутые доски с изображениями Маш, медведей, фей «Твинкс» и Димы Билана, какие-то круглые штуки, которые даже не знаю, как называются и, конечно, «ватрушки» — тюбинги. Вот они, «ватрушки», доложу я вам, такая вещь! Мы о подобных и мечтать не могли.

Всех размеров, разных расцветок, легкие и удобные. Завидки берут!

Я своему в том году «ватрушку» купил, не слушая робкие возражения жены, говорящей что, мол: «Не рановато ли? Не вылетит он из нее?».

Мой – не вылетит. И сразу – ни разу не вылетел.

Выбирал как себе – с надежным днищем у чехла, чтобы гвоздем не пробить, с диаметром побольше и правильной расцветкой.

Так что у него теперь «аццкая машина», в прямом смысле. По бортам у «ватрушки» нарисованы языки пламени и номер «76», спереди фары, а сзади номер, на котором я все никак не соберусь написать «ВАД». Скорость дает чумовую и вместительная – сразу вся его бригада на нее влезает – он его друганы-одноклассники — Ромка и Темка. Смотрю на них, и иногда думаю – а ведь они с первого класса вместе, и за все, что делают… Ну да ладно.

В общем – раздолье сейчас у пацанвы в плане средств катания.

У нас все было скромнее. Санки были нашим всем – простые, легкие, надежные. Хотя – чему там было ломаться-то? Вся конструкция – основа да пять перекладин. Хотя нет, был еще задний крепеж, предназначенный для того, чтобы малыши грешным делом не кувыркнулись при езде, но всякий уважающий себя пацан старше шести лет их свинчивал сразу же после покупки, ибо – засмеют.

Помимо санок в моем детстве начали уже появляться снегокаты. Мы смотрели на них как на диковинку, признавая, что выглядят они очень достойно и даже не отказывались разок-другой на них съехать вниз, но зависти у нас они не вызывали. Громоздкие они были и скорость большую не развивали. А без скорости – какое катание?

Хороши еще были для езды столовские подносы, те, что коричневого цвета, пахнущие щами и жареным луком. Скользили, особенно по льду, они просто замечательно, но при этом были невероятно ломкие. Бывало и так, что они разлетались вдребезги прямо под ездоком, я такое пару раз видел. Выбоина, подскочил – и все, нет подноса, есть отдельные запчасти, которые потом еще и собрать надо – у них концы были острые, не дай бог наткнешься при спуске.

Ну, а королевой горок была картонка. Самая обычная картонка, оторванная от коробки. После пяти-шести скатываний она чуть-чуть вбирала в себя воду, для этого специально следовало скатиться не по накатанной трассе, а по целине. При достаточном морозе эта вода очень скоро превращалась в лед, а лед по льду скользит отменно! А самое главное – ее было вот вообще не жалко.

На ранцах же и школьных сумках катались с горок только герои «Ералаша» и прочих фильмов про школьников. Их делали из дермантина и кожзама, раз пять съедешь – и все, хана сумке, вся ободралась. Вот дома родители-то обрадуются, хвалить тебя будут! Мы же были себе не врагами, правда? Про ранцы я вообще молчу – с тыльной части у него лямки наплечные, с внешней – металлический замок. Куда ты на нем поедешь?

Так вот – горки зимой это было наше все. Сделал уроки, натянул ватные штаны, ушанку под подбородком завязал накрепко – и бегом туда где ор, крик и смех, катание «паровозиком» и «как бобслей». Часа на два, никак не меньше. Или на три. В общем, пока кто-то из родителей не придет и домой не загонит, после пяти «последних» разов. Или семи.

Что примечательно – катались подолгу, мороз градусов в 20-25 в то время был нормой (а в Сибири и поболе) —  и ведь не болел никто после этого. Наоборот – здоровее становились.

Впрочем, кое в чем нынешние дети на нас тогдашних похожи. Их тоже с горки не выгонишь. И когда мой Кирилл слышит «Все, домой» он точно так же, как и я начинает песню: «Паааап, ну последний раз». С моими же интонациями, шельмец! И тут уже я вспоминаю своих стариков, понимаю, почему они так улыбались, слушая меня, и строго говорю:

— Еще один раз – и все! Понятно?

Да пусть катается, пока есть возможность. Особенно если учесть то, какие нынче зимы…

Фотография взята из открытых источников.

25.12.2016: 1 комментарий

  1. Не знаю как в Москве но в Питере я вспоминаю самый кайф катания на горках это стоя и съезжая на ногах. Самой крутой зимней обувью были кирзачи. Они лучше всего скользили по льду.
    http://forma-odezhda.ru/image/data/i/PubImage.472.jpg (картинка конечно не очень)
    Так же еще одной забавой было кататься по дворам по укатанному снегу за машинами.

Комментарии запрещены.