Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

29.03.2017

29.03.2017

«Гостья из будущего»

Раз уж речь зашла о весенних каникулах, то стоит вспомнить одни из них, те, которые случились аж 33 года назад.

Они, по сути, не отличались от тех, что были за год до того, и от тех, что были через год, но с одной единственной разницей – в жизнь советских школьников вошла Алиса Селезнева, героиня пятисерийного фильма «Гостья из будущего».

Нет, нельзя сказать, чтобы ее совсем уж не знали. Первые свои книги про Алису писатель Кир Булычев написал ещё в 70-х, и любители чтения прекрасно с ней были знакомы. «Девочка с которой ничего не случится», «Каникулы Алисы», «День рождения Алисы», «Миллион приключений» да и собственно и «Сто лет тому вперед», по которой сняли вышеуказанный фильм, были очень востребованными в библиотеках книгами. Кое-какие из них вообще можно было получить только в читальных залах. Опять же – года за три до этого с большим успехом по кинотеатрам прошел мультфильм «Тайна третьей планеты», чуть ли не единственный за всю историю советской мультипликации полнометражный мультфильм на фантастическую тематику.

Но статус культовой героини фантастического жанра Алиса получила именно весной 1984, когда на весенних каникулах по телевизору показали «Гостью из будущего».

При этом никто понятия не имел, что это за фильм такой. В те времена все было проще, чем сейчас. Телеканалов было всего три, один из них – «Учебная программа», выбора что смотреть, что не смотреть, не было вообще никакого. Да и не баловали нас. Детских программ как таковых было немного – по пятницам «В гостях у сказки», по выходным в строго определенное время – мультики и два фильма – один в субботу, другой в воскресенье. В каникулы еще добавляли мультики с утра по второй и кино в 16-00 по первой программе. Как правило это проходило под девизом, отражающим суть данного показа – «Ура! У нас каникулы». Ну, или «В дни школьных каникул». Я видел в телепрограмме и тот, и тот слоган. И все, никакого тебе выбора каналов с пультом у телевизора. И никаких повторов. Прощелкал фильм – все, ты сам себе злобный Буратино. Кстати – «Приключения Буратино», по-моему, показывали чаще всего.

Почему-то именно на весенних каникулах чаще всего крутили премьеры, так вышло и в 1984. Причем нам о том, что это что-то новенькое, сообщать было не надо – название-то незнакомое. Мы все многосерийные фильмы, которые показывают на каникулах, хорошо знали. «Электроник», «Капитан Немо», по зиме еще «Макара-следопыта» продемонстрировали. Мы, собственно, и надеялись, что может его весной повторят. Но нет, тут что-то новое, да еще, если верить телепрограмме, на целых пять серий.

Само собой, что 25 марта, в понедельник, в 15-55 улица Новаторов наконец отдохнула от неумолчного ребячьего гвалта — все ринулись домой, к телевизорам. Надо же понять – путное там кино, или так, ерунда какая?

Ну, о путности данного фильма, как и о его сюжете, и об актерах я, наверное, рассказывать не буду? Я уверен, что его видели все читатели этого блога и все всё знают. А если нет – то я чего-то не понимаю в этой жизни.

Скажу честно – это был культурный шок. Вот самый настоящий. По окончанию первой серии мы все естественно высыпали на улицу, делиться впечатлениями. И главной фразой у всех было одно – «ОФИГЕТЬ!!!!».

Мы не видели до того подобного. Не было у нас такого в принципе. Сейчас, возможно, некоторые вещи в фильме смотрятся немного наивно, но и тогда, в 1984, все было совсем по-другому.

А еще – это кино было настоящим. Я уже писал – детей и подростков обмануть сложно, они эту самую «настоящесть» чуют, как бродячая собака колбасу. И все эти «4-0 в пользу Танечки» вызывали у нас только смех. Не бывает таких школьников. И учителей тоже. Любил он, понимаешь, песню про белых журавлей.

В «Гостье» же все было нормально, как в жизни, лично я это понял с первых кадров. Фима там не какой-нибудь «Геометрией» прикрывается, как сняли бы в типовом фильме, а правильной книгой, Майн Ридом из «оранжевого» шеститомника. Да еще и растрепанным, как положено. И форма у Коли помята, и на ногах кеды, а не тапочки какие-нибудь.

Но это были еще цветочки. Это был только понедельник и первая серия, в которой не было Алисы.

А уже на следующий день все мужское поголовье пропало раз и навсегда, утонув в бездонных глазах Наташи Гусевой. Про это тоже написано немало, от себя добавлю только, что только в нашем 4 «Б» в апреле пять девчонок подстригись «под Алису». Так в парикмахерских и говорили, сам слышал.

Пять дней тех весенних каникул прошли в одном и том же ритме – сначала все ждали 16-00, потом не дыша сидели у экранов, а потом часами обсуждали новую серию, перебирая ее до мельчайших подробностей и жалея об одном, что нельзя ее сразу же посмотреть еще раз.

А какие споры были на предмет того, починят потом Вертера или нет! Его гибель вообще выбила нас из седла. В детских фильмах того времени смерть положительного героя, пусть даже и робота – дело невиданное. Нет, были исключения, в фильмах на революционную или военную тематику, но там все понятно – война. А вот чтобы так, да под пронзительную музыку… Помните, да, когда он из последних сил не давал закрыться дверям шлюза, ведушего к машине времени? Я-то сам слезу не пустил, пацаны не плачут (хотя в носу предательски пощипывало, что греха таить), а вот моя двоюродная сестрица Ирка носом хлюпала вовсю.

Ну, а когда дело переместилось в наше время, тут вообще все закрутилось. Школа-то тоже была показана так, как полагается. Тот же «Электроник» он был вроде как настоящий, но школа в нем подкачала. Больно дети чистенькие, сидят все ровно, занятия у них не в классах проходят, а в каких-то залах, чуть ли не с фонтанами. Была в этом некая условность. Здесь же все было по-честному – обычный класс, стенды на стенах, дежурные с тряпками, вон, кого-то по башке учебником отоварили. Записки друг другу пишут, опять же. И учительница на настоящую похожа. «Лондон» понимаешь, «из де кэпитал оф зе грейт британ»

Когда в пятницу, 29 марта, ровно тридцать три года назад, все закончилось, мы даже не сразу все вышли во двор. Не хотелось телевизор выключать. У меня лично было ощущение, что только что куда-то далеко уехали родные люди. За пять дней мы все привыкли к Коле, Алисе, Юле Грибковой, даже к Крысу и Весельчаку У.  Они стали для нас своими и расставаться с ними было тяжело. Да еще песня эта, про «Прекрасное далеко» свое дело сделала, добавив печали.

Сейчас этот фильм – легенда. Его часто показывают, причем он по-прежнему собирает большую аудиторию. Есть сайты, посвященные ему, в которых каждый кадр разобран детально и до мелочей. Фразы из него ушли в народ, причем вместе с теми интонациями, которые звучали в фильме, они по отдельности не существуют.

Павел Арсенов, режиссер, сумел сделать то, о чем, как мне думается, мечтают все люди его профессии. Он смог снять то кино, которое стало для всех нас своим и родным, тем, что сблизило людей целой страны, причем не только одного поколения. Такое удается не каждому. А многим вообще не удается.

Вот только зря он потом еще и «Лиловый шар» снял. Не надо было этого делать. Не входят в одну реку дважды.

Фотографии взяты из свободно размещенных в сети источников.