Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

26.07.2016

Раздел «Пресса»

«Искатель» (часть вторая)

Журнал не сразу нашел свое лицо. Нет, формат (небольшая книжечка) и периодичность выхода (раз в два месяца, всего шесть выпусков в год) – это было сразу. А вот лицо…

Обложки сначала были достаточно блеклые, рисунки на них смазанные, а содержание все-таки разбавляли статьями вроде «Жюль Верн – прозревший время» и «Космос – территория мира», но уже к началу семидесятых и то, и другое изменилось.

Обложки приобрели красочность и насыщенность действием, теперь на них можно было увидеть древнерусских воинов с мечами и капитана-подводника у перископа, космодесантника с бластером и гангстера с сигаретой, прилипшей к краешку рта, причем не только на титульной, но и на форзацах. Надо отметить, что с «Искателем» сотрудничали лучшие художники-иллюстраторы фантастики того времени, например – Юрий Макаров.

Кстати, сильно позже мне довелось увидеть выпуски «Astounding Science Fiction» и «Amazing Stories», журналов аналогичной направленности, которые были сильно популярны в Штатах в 20-30 годах. Рад бы сказать, что концепт они сперли у нас, но тут это никак невозможно сделать. Все-таки – мы у них.

Содержание к середине семидесятых тоже порядком изменилось. Аналитические статьи класса «что в фантастике хорошо, а что не очень» ушли совсем, и структура стала четкой. Стандартный выпуск «Искателя» — это одна повесть о советской милиции, подвигах древних русичей или на военную тематику, один-два фантастических рассказа отечественных авторов и на сладкое – либо что-то из переводной западной фантастики, либо детектив на тему «их нравы». Возможны были вариации, но в целом все было именно так.

Например – содержание самого обычного номера 4 за 1980 год

Выиграть время   Автор: Андрей Серба

Тот, кто вернется! Автор: Владимир Малов

Дело о пленительном призраке Автор: Эрл Стенли Гарднер

Клянусь, брал наугад. Что и требовалось доказать – повесть о славе предков-русичей, рассказ о героях-космонавтах и детектив о «з-з-зверюге-адвокате Перри Мейсоне». Кстати, подобные детективы как правило печатались в двух номерах, что создавало немалые проблемы читателям. Один поймал, поди еще, второй поймай.

И это только один номер. В целом, имена забугорных писателей поражали – Кристи, Сименон, Дик Френсис.

Наши, прочем, тоже были ого-го, только лучшие – Вайнеры, Биленкин, Варшавский, Росоховатский, С. Абрамов, Хруцкий. То есть – лучшие из лучших.

К концу восьмидесятых «Искатель» взлетел совсем высоко – и тут все кончилось. Книжный рынок взорвала перестройка, на прилавки хлынуло столько всего и разного, что казавшийся незыблемым титан покачнулся и… Не то, чтобы рухнул, но покачнулся. Монополия все-таки дает немало.

Нет, журнал не умер, он существует и посейчас, но той славы, что была, конечно, уже нет.

Но я благодарен «Искателю» за то, что в свое время он открыл для меня имена Шекли и Гариссона, Чейза и Кларка, Стаута и Лейнстера.  И эта благодарность- не шутка. Причем, вместе со мной добрые слова могут сказать очень, очень многие мои сверстники.

Обложка журнала взята из открытого источника.