Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

Дача. Часть пятая. Огород.

11.07.2017

Дача

Часть пятая

Огород

Вот уж без чего невозможна дача в России, так это без огорода. Я много раз слышал от разных людей фразы вроде:

— Нет-нет-нет! Никаких грядок! Лужайка, травка – и все.

— Да буду я раком стоять! Мне проще пойти и купить этот мешок картошки!

— Поехать после работы на выходных для души поработать? Без меня.

Так говорят все. Все, у кого нет дачи. Но как только она появляется, то сразу, как по волшебству сначала где-то в уголке, возникает одна-две грядки. Ну, так – редисочка, салатик, укропчик. Чтобы не покупать эту мелочевку.

Время идет и грядки планомерно захватывают все большие площади. Появляются грунтовые помидоры и кабачки, патиссоны и огурцы. Апофеозом победы огородничества над дачником становится возведение теплицы, где прописываются особо нежные сорта огурцов и прочие теплолюбивые культуры, вроде дынь, арбузов и всего такого прочего.

Со временем огород становится самой обсуждаемой на работе темой, летом дачник не может помыслить о чем-то другом, кроме своих овощей.

— На рыбалку ходил?

— Такие у меня в этот год помидоры будут!

— Грибы пошли? В лесу был?

— Надо поливочную систему ставить, вон какая сушь стоит. Такие, знаешь, бывают, сами срабатывают.

— Шашлык жарил на этих выходных?

— Надо будет по осени, как картошку выкопаю азота туда подсыпать. Еще кукурузные стебли порубить, а после туда же их. Я в «Саде-огороде» читал.

Огородник изучает лунный календарь и сажает семена строго по нему. Он ведет метеорологический календарь и точно знает, какая температура была в том году в это время. И в позатом тоже. Смысла в этом ноль, но это только с нашей точки зрения.

Больше ничего просто так на участке не жгется. В том смысле – никакой золы по ветру. Сжег – сгреби все совочком и высыпи на грядку. Это – удобрение, а не абы что!

Огород становится центром вселенной с мая по сентябрь. Он занимает все время, все мысли. Каждый слизняк залезший на капустный лист или какой другой вредитель уничтожаются с особой жестокостью.

Химикаты, от которых огородник в бытность свою просто беззаботным гражданином шарахался в сторону, становятся для него привычней чем сахар и соль. Он начинает разбираться в забытых со школы формулах и злорадно улыбается, представляя, как долгоносик или бронзовка будут корчиться в судорогах и умирая, устилать землю своими трупиками.

Но как бы я сейчас не иронизировал над этими людьми, следует признать – нет более осенью более счастливого человека, чем огородник. Она у него и правда золотая. Нет, формально он пожинать плоды своего труда начинает куда раньше – огурцы идут с июля, как и помидоры, и перцы. Кабачки, опять же. Но осенью все особенно торжественно. Идет сбор тыкв, огромных, оранжевых, желтых и даже зеленоватых. Копается картошка. Обозреваются хозяйским глазом банки, закатанные за последние месяцы и на них лепятся наклейки с годом консервации. Вещь небесполезная, смею заверить. Я вот не лепил, теперь не знаю, какие огурцы того года, а какие – позатого.

Ну да, и я тоже из огородников. Не оголтелых, но наличествует. Лунный календарь не читаю, но рассаду при этом предпочитаю растить сам, а не покупать. Точнее, это делает супруга, но я выбираю семена. Да-да-да.

Самое забавное, что я тоже когда-то орал: «Ни за что».

Более того – я вообще не выбирался из Москвы годами, не интересовало меня все это. А лет пять назад – как прорвало. Понравилось на земле работать. Есть в этом что-то такое… Правильное, что ли? Просто к этому надо прийти.

А может мы, горожане, одичали совсем в наших каменных цифровых джунглях, вот и тянемся к простым вещам.

Но мне это все очень нравится. И выращивать, и есть.