Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

Дачи

08.06.2017

Раздел «Дача»

Напомню – в первых постах этого раздела я рассказал об истории дачного вопроса в России где-то до 60-х годов прошлого века и раздаче людям по 6 соток на семью.

Итак – СССР становится дачной страной. Люди, чьи деды и бабки навсегда покидали деревни, чтобы осесть в городах, с диким оптимизмом каждые выходные отбывают в сторону природы, дабы насладиться прелестями буколистического бытия. История циклична.

Кто-то вспоминал про давно забытых прадедов и прабабок, живущих в деревнях, кто-то даже покупал там дома, правда тут была масса нюансов. Деревня – не дачный поселок, там свой уклад, свой покон, свои порядки. Это сейчас они вымирают, а тогда… Да и не так все было просто с покупкой дома. А откуда деньги? А кто в нем жить будет? Ну, и так далее. Времена были другие, наличие средств не гарантировало покупательную возможность. А иногда даже создавало проблемы.

Хотя деревенским это нашествие горожан было на руку. Им можно было продавать молоко, яйца, картошку и вообще все, что угодно, включая прялки и сеялки. Да, собственно, и полдома им на лето тоже можно было сдать, а почему нет? Ради правды – я сам так два лета провел, когда мне было лет 8-9. Не было у нас тогда еще своей дачи, и мы снимали дом в местечке с дивным названием «Секерино».  А рядом был «Шишкин лес». Мне очень нравилось это название.

Дача становится главным предметом вожделения, даже больше, чем новенькая «копейка». Раньше все тоже их хотели, но вот только получить клочок земли и поставить на нем дом было запредельно сложно. Если ты не Папанин или не Чуковский, имеется в виду. А теперь, когда это разрешили на уровне государства – совсем другое дело.

Хотя с домом было не все так просто. По первости, собственно дом ставить было нельзя. Ну, нормальный дом, с двумя этажами, с балкончиком и крылечком. Можно было возводить что-то вроде «бытовки» или хозяйственного блока, а вот дом – нельзя. Но это дело достаточно быстро пересмотрели, поняв, что хором каменных большинство граждан все равно не возведет. А к тем, что возведут, можно направить сотрудников ОБХСС, чтобы выяснить, на какие это такие шиши они стройку века организовали?

Или там все заключалось в том, что площадь дома сколько-то там не должна была превышать? Не помню, если честно. Помню, что довольно быстро приняли закон и дали отмашку – стройтесь, граждане. Можно уже.

Хотя, собственно – сильно ли можно разгуляться на шести сотках? Какой там особо дворец возвести можно? Опять же – из чего? Хороший материал в те времена было достать не так и просто. Нужны связи, нужны знакомства. Это сейчас легко – сел и доехал до ближайшего строительного рынка. А тогда – поговори с тем, поговори с тем, выйди на Петра Михалыча из «СМУ-14», он тебя сведет с Эдиком (Ну, Эдик. Армянин. Да, у которого оранжевая «четверка»). Дальше – «через завсклад, через заднее кирильцо». А потом все это еще отвези на свои шесть соток и сторожи, чтобы не сперли до той поры, пока не прибудут строители.

Опять же – это сейчас все просто с строителями. Помониторил сайты, нашел подходящий, позвонил, поговорил, съездил, подписал договор – и вот тебе бригада. В спецовочках, на своем транспорте, со своим генератором, если электричества нет, непьющие, и даже выбритые.

Это сейчас. А тогда – ноги до колен стопчешь, пока «шабашников» найдешь. И если найдешь, то не факт, что ты с ними договоришься, потому как желающих построиться много, а «шабашников» — мало. Даже по тем ценам, что они заламывали. И тут уж будешь терпеть все – и что они в углу участка себе туалетную яму выкопали, и что в смородине постоянно пустые бутылки из-под водки валяются, и что соседи жалуются. Дом-то нужен.

Нет, естественно, что было много рукастых мужиков, которые сами все строили. Не сразу, не за год, но строили. Причем частенько из буквально подручного материала, который удалось на работе стащить или где-то на свалках отыскать. Там бракованные фанерные щиты нашли, там немного бруса раздобыли, там черепицей разжились. Даже сейчас еще в некоторых старых ТСЖ можно такие разноколиберные дома увидеть. Я бы их как памятники эпохи сберегал, вроде тех же шедевров зодчества. И это не шутка.

В общем – худо ли, бедно, но к середине 70-х народ застроился, и дача стала обычным местом времяпровождения горожан в летнее время.

Пятничные вечерние электрички с правом стали называть филиалом ада на Земле, на выездах из Москвы в те же дни и то же время стали появляться первые «пробки», а в словарь продвинутых слоев общества вошло слово «уик-энд на природе». Стало хорошим тоном уехать на дачу в пятницу, вернуться в воскресенье в ночь, а в понедельник томно сказать:

— Да что делать в городе на выходных?

Но особенную радость от летнего бытия испытывали старшее и младшее поколения, пионеры и пенсионеры, дедушки и бабушки со своими внуками и внучками. Им все эти хлопоты с «выехать из города в пятницу» были по барабану. Их на дачу «вывозили» и они там жили. То есть – в начале лета вызвали фургон, загрузили туда подушки, кастрюли и дедушку вместе с его газетой — и в путь. На все три месяца.

А они и не сопротивлялись, потому как на даче…

Но об этом – в другой раз.