Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

Король Артур и рыцари Круглого стола (продолжение)

30.11.2017

Король Артур и рыцари Круглого стола (продолжение)

На самом деле «Смерть Артура», пожалуй, с полным правом можно считать самым первым фэнтази-романом. Серьезно. Там есть все атрибуты жанра – благородный, отважный и в нужные моменты очень везучий главный герой, могучий маг с белой бородой и посохом, куча рыцарей, которые то и дело влипают в какие-то переделки, очешуительных размеров бестиарий, от драконов до совершенно омерзительных тварей из ада, жена главного героя, которая совершает адюльтер, приведший к крайне трагическим последствиям, друг-предатель и потенциальное бессмертие в финале.

Плюс куча приключений и немного мистики. Причем мистики такой, недетской.

Вот, например, история сэра Галахада.

Будучи незаконнорождённым, он удостоился чести воспитываться у загадочной Леди Озера, потом занял прославленное «Гибельное сиденье» (место за круглым столом, на котором огненными буквами было написано «Не садись, убьет». И правда, если на него сел не тот, кто надо, то все, пиши завещание), потом совершил еще десятка два подвигов, погубил мимоходом зачетную деваху, сестренку еще одного правильного рыцаря, Персифаля, и в результате нашел Святой Грааль – самый популярный артефакт той эпохи, чашу, в которую Иосиф Аримафейский кровь господа нашего собрал. За ней гонялись все рыцари, а нашел ее сэр Галахад.

И под конец он в обнимку со Святым Граалем возносится на небеса. Живьем. О как!!!!

И все это было написано… Пабаааам! Аж в пятнадцатом веке. Вот такая ерунда. За пять с гаком веков все до того же Никитина, Мартьянова и нас, грешных.

Я, когда в первый раз читал «Смерть Артура» (кстати, вполне продаваемое название), был уверен, что этот самый Мэллори жил веке в девятнадцатом. А что? Язык хоть и немного архаичный, но читаемый, ситуации узнаваемые. Вот рыцарь, вот прекрасная дева, вот злой колдун. Все, как всегда.

Хотя, возможно, это заслуга переводчика, подобное невозможно отрицать.

Что примечательно – этот самый Мэллори не был профессиональным писателем. В те времена таких вообще не водилось. Он был средневековый зек, причем матерый и в законе.

Нет, некогда был он юный благородный рыцарь из хорошего рода, но потом влез в войну Алой и Белой розы, покрутился среди таких же рыцарей, только постарше, заматерел и по завершению войны, решил начать свое дело.

Делом стал некий участок лесной дороги, который он контролировал.

Дальше – больше. Налет на имение герцога Бэкингема (прапрадеда невинно убиенного Фельтоном бабника-министра), грабеж, разбой. И все бы ничего, но тут еще и изнасилования, да еще неоднократные…

В общем – двадцать по рогам. Считай, пожизненное.

Вот за решеткой от нефиг делать Мэллори и написал первый английский роман в прозе. И первое фэнтази до кучи. И первый рыцарский роман.

Если первые два фактора понятны только сейчас, то третий прижился и тогда.

Очень скоро ушлые итальянцы, испанцы и французы разобрали этот роман на части, некие безвестные авторы раздули главы из него до самостоятельных романов, и начинается «артуровский бум».

Рыцарские романы читают все, кто умеет читать. То есть – дворяне. Общая масса что в Европах, что в России-матушке на тот момент неграмотна.

Да оно и не столь важно. Книги тогда стоят неимоверно дорого. Десяток томов потянут голов на тридцать рабов.

Кстати – достославного идальго дона Кихано, который потом был известен как Дон Кихот Ламанчский, свели с ума именно эти переработанные главы.

Но не один Дон Кихот зачитывается этими книгами. Даже женщины той эпохи – и те читают истории об Артуре и его рыцарях. Точнее – об одном из них.

Тристан. Конечно, Тристан и Изольда.

Самая культовая лав-стори позднего Средневековья. Сколько девичьих слез пролито над судьбой этой парочки.

Нельзя сказать, что Меллори первым написал про них. Еще до него имели хождения устные легенды про этих юных безумцев, правда, там разнились способы их умерщвления.

Но именно Мэллори канонизировал эту историю. И, причем, поступил абсолютно верно коммерчески – он не стал убивать Тристана и Изольду. Он оставил их жить. И правильно. Хрен знает, а если бы захотелось продолжение про них написать? Убить героя легко, но вот поди потом, воскреси его так, чтобы люди в это поверили?

Итак – сюжет. Тристан, естественно – рыцарь, естественно – благородный (в иных версиях даже принц), служит некоему сюзерену по имени Марк. Человек Марк хороший, к Тристану он относится как к родному сыну, за что тот ему и платит лютой неблагодарностью, когда тот сдуру отправляет его в соседнее королевство за невестой для себя. Тристан весело и со знанием дела лишает невинности невесту Марка, которую должен доставить по назначению целой и здоровой. Нет, там, конечно, есть сноски про ошибку, про любовное зелье, попавшее не по назначению и все такое. Но это все так, отмазки. Факт есть факт.

Еще пару лет он наставляет отцу-благодетелю рога, пока тот не узнает правду. И опять – вместо того чтобы пойти, все честно сказать, получить в «дыхалку», а после пинок под зад вместе с потаскухой Изольдой, он ее похищает, и они скрываются в холмах Шотландии.

В других переложениях кое-какие детали разнились, в основном в части финала данной драмы из рыцарской жизни, но основное совпадало.

Так себе история, а?

Но средневековым девицам и дамочкам нравилось. Другие времена, другие нравы.

Так вот – растащили книгу на главы, ушла она в народ и бессмертие. А потом, веке в 18 она забылась и пребывала в таком состоянии аж до 20 века. Точнее – до изобретения кино.

Но об этом уже завтра.