27.09.2017
Шашлык
Сентябрь подходит к концу, ночная температура стремительно падает, да и дневная от нее не отстает, а значит в ближайшие выходные большинство дачников будет закрывать сезон. А что главное в закрытии дачного сезона? Правильно. Последний шашлык. Как я много раз говорил, мир – кольцо, с чего когда-то сезон начался, тем и заканчивается.
Шашлык в России – это не просто жареное мясо. Это, если угодно, философия. Придя с Кавказских гор и частично из Азии это блюдо полностью вытеснило наше исконное «верченное на вертеле мясо» и стало частью сущности русского человека.
— На дачу на выходных едете?
— А то! Я и мясо уже купил.
Именно так звучат разговоры в любом офисе, или автобусе, или еще где летней порой. Ни рассаду, ни арбуз, ни что-то еще. Мясо. Приехать на дачу и не забабахать шашлык – это хуже, чем выпить и не закусить. Кстати – под хороший, правильный шашлык можно выпить очень много, и почти без последствий.
Замечу – изначально, еще там, на своей исторической родине, шашлык приготовлялся в основном из баранины, реже из козлятины. Попав на среднерусские равнины, он расширил свой ассортимент до невероятного. Из чего у нас только его не делают. И из курятины, и из индюшатины, и из рыбы. Про свинину, главное шашлычное мясо, я и не говорю даже.
Шашлык – это традиции, это рецепты передаваемые от отца к сыну, это снисходительная улыбка в гостях, где ты его не делаешь, а только кушаешь, мол: «Ну да, неплохо, неплохо, но суховат».
Это немыслимые рецепты маринадов, которые выверены годами до грамма, до компонента. Кефир определенной марки, лимон определенного сорта, взвешенная на аптекарских весах смесь перцев. И не дай бог!
Шашлычники – это суровое мужское братство, в которое случайный человек не попадет. К мангалу, когда угли исходят багровым жаром и мясо начинает чуть-чуть шкворчать и пускать первый сок, допускаются только свои. Никаких женщин, никаких детей, нечего им там делать. Да и мужики могут подойти не все, абы с кем шашлычник первую рюмочку пить не станет. Михалыч и Вадюха – они свои, знают, как за вертел браться. А вон тот, лысый, что с подругой жены приехал – я его не знаю, нечего ему тут делать. Пусть с бабами ждет, пока все не приготовится.
Шашлычник – это художник, это маэстро, это виртуоз, это Зоркий глаз и Верная рука в одном флаконе. С того момента, как шампуры легли на мангал, он превращается в сгусток нервов, бдительно следящий за тем, когда их надо вертеть. Он собран и сосредоточен, у него есть Главная Задача – шашлык должен получиться. Это вопрос репутации, это его кармическая задача.
Да что там – мангал на дачу покупается еще тогда, когда и самой-то дачи еще нет. Участок может быть еще даже не участком, а частью поля, обнесенной забором, но этого достаточно, чтобы русский мужик топнул в какой-то его части ногой и сказал:
— Здесь шашлыки жарить будем.
Ему пофиг, где будет теплица, розарий, альпийская горка, яблони и сам дом. Мангал будет стоять тут – и все. Я сказал!
И – будет. В этой части жизни с ним не рискнут спорить даже наши русские жены, которым, как известно, вообще пофигу, что там себе думает их вторая половина, поскольку только они знают, как и что для семьи будет лучше.
Сначала на даче ставится временный мангал, сборный. Это для прицелки, а уж потом, через годик, когда и дом построен, и беседка, тогда настоящий шашлычник покупает серьезный агрегат – с крышей, с решетками, с пристроенной сбоку дровяной печуркой, с отводкой для казана (плов – это потом. Это отдельная тема), чугунный, на века!
В хозблоке у настоящего шашлычника есть свой закуток, где аккуратненько разложены или развешены шампура и решетки для жарки мяса и рыбы. А как же – у каждой вещи свое место должно быть.
Шашлык – это такой же способ мужского отдыха, как охота, рыбалка или грибы. Конечный результат – он не главное, что мы, шашлыка не ели, что ли? Важен сам процесс, медитативное действо. Выбор мяса, его разделка, маринование – это все примиряет мужика с жизнью, это способ понять, что не все в ней так уж плохо. И отдельная радость – это когда шашлык получился, когда гости едят его, брызгают мясным соком, подчищают блюдо, только что с горкой заваленное кусками мяса до чистоты, и ты видишь, что им в самом деле нравится то, что ты приготовил.
Значит, не зряшную жизнь прожил, значит, что-то в ней сложилось. Не все – но хотя бы это. А остальное не так и важно.
Вот это – главное.