Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

27.04.2017

27.04.2017

«Ералаш»

Во времена моего детства, в то славное время, когда каждый из нас точно знал, что завтра будет лучше сегодня, мы очень любили ходить в кино. Тем более, что других культурных развлечений у нас по сути и не было. Нет, был еще театр там, галереи картинные, можно было в музее на бивень мамонта посмотреть, но это все требовало соответствующих телодвижений. А вот так чтобы собрался и пошел – так это только кино.

Кино тогда было не то, что сейчас. Никаких «долби» и рядом не валялось, колонки «УМ-100» — вот тебе и весь объемный звук. Хочешь, чтобы погромче было – садись на первые ряды, чтобы потише – назад садись. Хотя, возможно, что в те времена этого самого «долби» и вовсе нигде еще не было. Не изобрели его просто.

Не было тогда и других нынешних атрибутов похода в кинотеатр – попкорна, стаканов с газировкой в зале, кресел с дырками для этих стаканов. И рекламы фильмов перед сеансом тоже не было.

А был вместо этой рекламы тележурнал какой-нибудь.

Если дело происходило на взрослом сеансе, то ожидать можно было чего угодно. «Новости Узбекистана», «Вестник фармакологии», десятиминутный фильм «Там, за полярным кругом» и даже «Месячник Госавтоинспекции за безопасное вождение». Это я не придумал, это я до сих пор помню, что довелось повидать еще тогда. Кстати, «Месячник» оказался вполне себе пристойным журналом, там под конец минут на пять был игровой сюжет а-ля «Фитиль» с Роланом Быковым, достаточно смешной.

С детскими журналами все было проще, вариантов было два – или «Хочу все знать», или «Ералаш». Хотя, вру, была там еще какая-то ботва вроде «Вестник пионерии» или «Навстречу слету», но она редко попадалась.

В общем, это было как лотерея, все ждали, что именно появится на экране, когда в зале гас свет, точнее – что зазвучит: «Орешек знаний тверд» или «Мальчишки и девчонки, а также их родители». Если последнее, то зал взрывался дружным «Ааааа!».

Мы любили «Ералаш». В отличии от большинства фильмов про школу, в которых правды почти и не было, поскольку мальчики и девочки в них были причесанные и чистенькие, а учителя как один болели душой за каждого двоечника, ситуации в нем были понятные и узнаваемые, а потому – близкие любому из нас.

Вообще-то этот киножурнал почти мой ровесник, он появился на свет в 1974 году, стараниями Аллы Суриковой, тогда еще совсем молодого кинорежиссера (если кто не помнит, то это она поставила в 80-х «Человека с бульвара Капуцинов»), Бориса Грачевского и писателя Александра Хмелика, который потом был автором огромного количества сюжетов.

По первости он был достаточно камерным, сюжеты снимали по хрестоматийным рассказам классиков детской литературы – Барто там, или Драгунского. И картинка у него была больше киношная. Ну, все видели первые выпуски, понимаете, о чем я.

Но к началу 80-х все изменилось, журнал оброс «своими» авторами и режиссерами, окреп и вошел в свой «золотой век», который кончился где-то в середине 90-х.

Первый период – он прелестен, но не всегда смешон. Нет, там встречались отменные выпуски, но тогда создатели еще четко помнили, что их задача – выявлять и высмеивать, то есть градус назидательности был крайне велик.

А вот период между 1980 и 1995 – он на самом деле «золотой». Все лучшие сюжеты родом из тех времен.

С «Ералашем» сотрудничают лучшие авторы и лучшие режиссеры. Юнгвальд-Хилькевич, Алеников, Пичул, Дорман, Борис Дуров – вы только вдумайтесь. Не всем знакомы имена? Хорошо, в том же порядке, но фильмами, которые поставили эти режиссеры – «Узник замка Иф», «Приключения Петрова и Васечкина», «Маленькая Вера», «Ошибка резидента», «Пираты ХХ века». И там еще список режиссеров ого-го какой!

Про актеров я вовсе помолчу – трудно назвать кто не отметился в «Ералаше» из тогдашних звезд. А сколько звезд он зажег? Из «Ералаша» вышли Александр Лойе и Анна Цуканова, Егор Дружинин и Федор Стуков. Там много имен.

Сюжеты тех лет – они действительно остроумны и злободневны, каждый из них настолько на своем месте, что сердце радуется. И еще они были разнообразны, чем, увы, не может похвастаться нынешний «Ералаш». Ставка делалась не на визуальную картинку, а на жанровость, текст и актерскую игру. Это не могло не дать результат.

Цитаты уходили в народ. Да вот хотя бы: «Тут рыбы нет». Эту фразу и посейчас можно услышать, причем с верной интонацией, при этом не факт, что произносящий всегда знает, откуда это взялось. А ведь именно оттуда, из «Ералаша». А есть еще «бразильская система», «какие книги – сейчас каникулы», «одуванчик полевой, лекарственный». Много чего есть.

Некоторые же выпуски тех лет для меня вообще имеют гриф «маленький шедевр». К таким я отношу, например, гениальный по замыслу и актерке сюжет про 21 век, когда ребята в костюмах 18 века танцуют полонез и вдруг со второго этажа раздается хард-рок – там бабушка и дедушка вспоминают свою молодость. Рассказывать неинтересно – просто посмотрите.

А сюжет Пичула о машине времени, когда в разгар перестройки из прошлого Сталина вытащили?

Таких много.

Но, увы, к середине 90-х то ли идея себя исчерпала, то ли еще что – но «Ералаш» стал не тот. Я лично склонен думать, что дело было и есть в том, что его поставили «на поток», выдавая контент пригоршнями, как типовое скетч-шоу, вроде «6 кадров». К этому добавилась смена поколений – и актерская, и режиссерская, в результате получилось то, что получилось. Помню, году в 2000 или около того видел совершенно уже жуткий сюжет про то, как какой-то парень бежит по школе и попутно дерется с начала с Петром Первым, потом вроде бы с Эйнштейном, потом с Львом Толстым. В прямом смысле слова дерется, типа карате, кунг-фу и так далее. Лев Толстой его побеждает, и парень говорит что-то вроде:

— Да выучу уроки, выучу.

Пада-пиди-пу! И вытаращенные глаза в конце. Хотя так сейчас любой сюжет «Ералаша» заканчивается.

Не побоюсь этого слова – безвкусица жуткая.

Хотя – я сужу со своей колокольни, на самом деле может нынешним это и нравится. Время идет, они меняются.

Но я бы предпочел, чтобы мое чадо смотрело «Ералаш» того времени.