Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

03.04.2017

03.04.2017

«Кавказская пленница»

Сегодня я пишу пост о фильме не просто так. Сегодня я пишу его по поводу. Ровно 50 лет назад, в этот самый день состоялся премьерный показ, пожалуй, самой цитируемой и популярной в народе кинокомедии – «Кавказская пленница или новые приключения Шурика».

Полвека – это серьезно. Для кинофильма – особенно. В большинстве своем жизнь кинокартины – она коротка. Сейчас это выглядит так — сняли-премьера-через год телепоказ-дециметровые каналы-забвение. В советское время он был еще короче – сняли-премьера- центральные кинотеатры — сельские клубы и заштатные дома культуры. Это у тех лент, которые благополучно прошли цензуру и приемку. А у иных второго и третьего пункта вообще могло и не быть, сразу их «вторыми экранами» пускали – да и все. Для понимания – «второй экран» — это дома культуры и маленькие кинотеатры на городских окраинах, причем только дневные сеансы, на которые мало кто ходит. Много хороших фильмов таким образом не дошло до зрителя. Из известных лент этой судьбы не избежали, например, «Тридцать три» Данелии и заумное «Зеркало» Тарковского.

И совсем уж коротка жизнь у кинокомедии. Если лента про жизнь Пушкина или на героическую тематику не теряет своей актуальности и через двадцать лет, то кинокомедия – она про здесь и сейчас. То есть – на злобу дня. Ну да, в СССР иная комедия могла быть злободневна достаточно долго – в нем ничего не менялось, имелась стабильность. Но с того момента как СССР перестал существовать лет сколько уже прошло, а «Кавказская пленница» — она по-прежнему с народом. Значит, дело не только в злободневности, а еще в чем-то другом?

По моему мнению, эта лента стала частью хромосомного набора русского человека. То есть если сделать анализ крови, то там будет несколько клеток со странными названиями «Бамбарбия кергуду», «За кибернетике» и «Птичку жалко». Этот фильм реально часть нас. Нет на постсоветском пространстве человека, который с ходу не выдал бы с десяток цитат из этого фильма, причем это не обязательно будут люди старшего возраста. Тем более что люди старшего возраста – они не будут отдельные фразы выдавать. Они просто его процитируют наизусть целиком.

Гайдай – он был гений, я это давно понял. Ну да, не все его ленты равнозначны, не все добились оглушительного успеха, но есть некая обойма фильмов, которые стали  частью людей, живущих на 1/6 суши, простите уж за повтор. То есть – это уже не столько культурное явление, сколько неотъемлемая часть нас самих. Простой пример – Новый год, вечер 31 декабря, любой центральный канал. Чьи фильмы всегда включают как фон для приготовлений к празднику? Правильно, Гайдая. Он – лучший подниматель настроения, который только может быть. Опять же – под него приятно порезать салатик и выпить первую стопочку. И вторую тоже. Но самое главное – его фильмы никогда не надоедают. Он – не Пугачева, он не устаревает.

У меня есть предположение, что если сейчас на большой экран одновременно выпустить какую-нибудь премьерную комедию из новых и «Кавказскую пленницу», то сборы побольше будут у последней. Тут недавно выпускали за каким-то лешим ее ремейк, замечу – совершенно бездарный, так мне человек пять сказало, что лучше бы им старый фильм показали, чем это безобразие.

Так что Гайдай, пожалуй, единственный из режиссеров той эпохи, который смог победить время. Их было много, комедиографов-«шестидесятников». Какие-то из них смогли взойти на гору под названием «народная любовь» и даже добраться до вершины. Но время, время… Кто-то уже совсем забыт, их фильмы и по региональным каналам не увидишь, кто-то еще на слуху, но всего лишь с парой-тройкой лент из своего наследия. Например, из фильмов Рязанова сейчас регулярно можно увидеть только «Иронию судьбы» на Новый год, «Служебный роман» да «Гусарскую балладу». А еще лет десять назад все его ленты гоняли почти по кругу. Еще грустнее дело обстоит с фильмами Данелии. Все, что по сути осталось на экранах – «Мимино» и «Кин-дза-дза». Уже лет пять не видел ни «Слезы капали», ни «Совсем пропащий». Даже «Осеннего марафона» не видать. Ну, к дню города могут еще «Я шагаю по Москве» показать. Время, время… Оно, увы, властно и над по-настоящему хорошими произведениями.

А сколько было других лент – смешных, с яркими актерскими работами, очень хороших. Кто, например, видел фильм «Королевская регата»? Блистательная комедия. Или вот – многие ли слышали о ленте «Прежде, чем расстаться»? Думаю – нет. А в ней – Караченцов, Фатеева, Васильева, Лучко, Старыгин, Куравлев. И даже Юрий Антонов. Причем не в роли самого себя. Но – забыт фильм. Совсем забыт. А еще были такие замечательные ленты как «Шанс», «Пока безумствует мечта», «Нейлон 100%». Отличные режиссеры, отличные актеры, но…

И знаете сколько таких? Ууууу…..

А вот фильмам Гайдая это не страшно. Он сумел нащупать в душах зрителей что-то такое, что заставляет их уже полвека бросать все, как только звучит знакомая музыка и садиться перед экранами. Что это было, как так получилось – смог бы ответить только Леонид Йовович.

Ну да, я прекрасно понимаю, что на самом деле, увы, все равно время в итоге победит. Еще три-четыре поколения – и «Кавказская пленница» тоже сдаст свои позиции. Уже сейчас современной молодежи многое непонятно, многое надо объяснять – слишком все изменилось в стране и в мире. Они не знают каких-то слов, понятий, социальных явлений. Им и слово «кибернетика» -то неясно. Пока есть, кому это объяснить, но лет через 100-120…

Но с другой стороны, вернусь к началу – комедия, прожившая полвека! Полвека!!!! Для сравнения — в 1967 году из комедий в свет вышла не только «Кавказская пленница». Были еще и другие. Например – «Его звали Роберт», «Разбудите Мухина», «Происшествие, которого никто не заметил». Мне эти названия знакомы, но вот так чтобы сразу рассказать, что там к чему – это вряд ли. Про «Мухина» помню, что там Шакуров играл, тогда еше совсем молодой. А «Происшествие» — это единственный фильм, который поставил драматург Володин, его потом еще в 90-х Данелия переснял, под названием «Настя». Еще была комедия «Как солдат от войска отстал», но про нее я вообще ничего сказать не могу.

А вообще 1967 год был урожаен на хорошие фильмы. Ближайший конкурент «Кавказской пленницы» — «Свадьба в Малиновке». Еще в этот год вышли «Вий», «Неуловимые мстители», «Война и мир», «Женя, Женечка и «катюша». Зараза, вот почему тогда умели снимать так много хороших фильмов одновременно? А сейчас если один в пять лет выйдет, то мы уже как дети радуемся?

Но все равно, даже среди этого созвездия «Кавказская пленница» стала первой. И по сборам, и по зрительской любви.

Вот такой пост получился. По идее, надо было бы рассказать что-то и о самом фильме, но зачем? Уверен, что каждый из вас прекрасно знает, как то, о чем фильм, так и то, как его снимали. Я же говорю – это у нас на генетическом уровне.