03.12.2016
Российские исторические сериалы (окончание)
Но досталось не только матушке Екатерине, больше скажу, с ней обошлись еще достаточно милосердно. За последние лет пять наснимали кучу сериалов, на фоне которых блекнет все остальное.
Например, перепало Отечественной войне 1812 года, причем не раз. Апофеозом можно считать «Василису» — историю народной героини Василисы Кожиной, которая зимой 1812-1813 на самом деле лихо партизанила в подмосковных лесах. Господидобрыйбоженька, чего там только не накрутили! И любовь, и предательство, и еще всякого разного – как есть индийский фильм. Я все ждал, когда кто-нибудь из французов крикнет «У тебя такая же родинка на щеке, как у меня! Так ты сестра мне!» и захватчики с крестьянами пустятся в пляс.
Не повезло и совсем уж старинным временам, тем, что в учебниках называют «раздробленностью Руси». На меня особое впечатление произвел сериал «Дружина», в котором куча супербойцов, которых так и подмывает назвать «пати» (два «танка», хант, хилер), почему-то служащие архиепископу Новгородскому, ищут в непроходимых лесах(!) князя Александра Ярославовича(!!!), чтобы тот спас Русь. Вопросом – с какого перепуга Александру Ярославовичу понадобилось отсиживаться в лесах, если у него была своя вотчина, никто не задается. В лесах он – и все тут. Вот они его 8 серий и ищут, попутно уничтожая разбойников, викингов (в 13 веке), колдунов и еще невесть кого. Самое интересное – снято-то неплохо, особенно боевые сцены, но сюжет – убийственный.
Из совсем недавнего меня поразил сериал «Стена», посвященный осаде Смоленска во времена, предшествующие «смутному времени». Я полагал, что хуже фильма «1612» о той эпохе снять невозможно. Ошибся – возможно.
И главное – литературная основа-то под сериалом была отменная! Я читал роман «Стена», который написал Владимир Мединский, нынешний министр культуры. Роман на самом деле отличный. Настолько отличный, что я лично всерьез засомневался, что человек, который до этого отметился только забавными побасенками в стиле «10 мифов о русском пьянстве», мог такое написать. Я, знаете ли, большой поклонник творчества Бориса Акунина и скажу вам так – если бы на обложке не стояла фамилия «Мединский», а любая другая, я бы подумал, что Борис Шалвович опять проказничает в своем стиле, изобретя новый псевдоним.
Может, Акунин Мединскому в карты проигрался? Или министр культуры Писателя от смерти спас?
Но это ладно, снова о сериале. Так вот – литературная основа – отменная, режиссер – Месхиев. Ну вот как можно было такое снять так, как сняли? Не понимаю. Если только планировалось 8 серий, а бюджета хватило на 4? Тогда хоть какое-то объяснение получается.
И список этот можно длить до бесконечности, припомнив «Сына Ворона» и «Романовых», «Фурцеву» и «Господ-товарищей», «Звезду эпохи» и «Небо в огне». Хотя последний даже вспоминать не хочется.
Я понимаю – бюджет, кинематографичность, в откуп которой можно что-то добавить к тому, что описано в хрониках, летописях и у Карамзина, но все равно – иногда такой перебор выходит, что даже актерский ансамбль (а наши актеры – они лучшие) не спасает. «Василису», вот даже Ходченкова не вытащила, а она одна из талантливейших актрис нашего времени.
Ну и напоследок хочу вспомнить два сериала, которые в свое время вызвали много споров, являясь изрядно псевдоисторическим, но при этом ставшими культовыми. Это как подтверждение моих слов, что просто в искажении истории надо знать меру.
Первый – «Гибель империи» Хотиненко. Глобальнейший проект – натурные съемки, все без исключения звезды того времени – от Балуева до Певцова, сложно вспомнить, кто там не отметился. Снято было так, что я только глазами хлопал. Может, там все было и не слишком верно показано, были изрядно сгущены краски симпатий режиссера – большевики все как один неприятные типы, маргиналы и кокаинисты, офицеры же великодушны, красивы и благородны, но при этом – снято было так, что глаз не отвести. Я тут недавно этот сериал пересматривал как раз – ну здорово же!
Второй пример – «Штрафбат». Ох, как по нему только не «ездили», что только не говорили, как только Володарского ( гениального писателя и сценариста) не склоняли. Но при этом как дело к майским – его непременно показывают, а то и не раз. Ну да – исторически со штрафными батальонами все было совсем не так. Ну да, разжалованный офицер никак не мог стать там командиром. Но как все это снято, какие типажи, какие характеры! Глымов, Леха Стира, батюшка. А особист Харченко в исполнении Мадянова? Да ему веришь сразу и полностью, он настоящий. И вот тут уже становится по барабану – сколько в фильме исторической правды. Тем более, что главная правда конкретно этого фильма в том, что тут наши, там – фашисты. И наши умирают, чтобы завтрашний день все-таки наступил. Правда – она только в этом, а уж что там было с кадровым составом РККА – не пофигу ли? Не это же главное. Главное – когда Глымов говорит: «Я тебе горбатого лепить не буду, комбат, я тебе напрямки скажу — окромя советской власти еще мать-родина есть, земля родная… Ты думаешь, ежели вор, то ничего святого у меня нету? Да поболе, чем у тебя, комбат».
Это вообще, наверное, самые главные слова в этом сериале. Да и не только в нем.
Да, забыл сказать в какой связи взялся за этот пост. Лежит у меня тут сериал «Софья Палеолог», пока него не посмотрел. Вот интересно – что меня на этот раз ждет? Очередная комедия ошибок или все-таки толковый сериал?
Фотография взята из открытых источников.