11.04.2017
Триптих Давида Черкасского
Собственно – надо сдержать слово и закончить с рассказом про «Остров сокровищ», точнее – про мультфильм по этой книге. Но тут есть нюанс – рассматривать конкретно его было бы неверно. И совсем уж неправильно было бы не вспомнить про режиссера Давида Черкасского, который его создал.
Неслучайно я в заголовок вынес слово «триптих». Все так и есть – «Остров сокровищ» — это своеобразная третья часть из него. Не знаю, объединял ли Черкасский эти три свои работы в нечто целое, но я воспринимаю их так.
Но – по порядку.
Давид Черкасский – это отдельное явление в советской мультипликации. У нас было много великолепных мастеров в данной области – Котеночкин, Хитрук, Назаров, про каждого можно написать книгу, а не пост в блог. Но Черкасский, как и его ученик Татарский – они стоят особняком. Это были не просто мультипликаторы, это были новаторы. Они делали новую мультипликацию, не такую, как все.
Первая же работа Черкасского получила международную премию, за ней последовали следующие. А в 1976 году он начинает один из своих трех масштабных мультпроектов, которые сегодня считаются легендой. Он начинает снимать «Приключения капитана Врунгеля».
Вот вы мне хоть что говорите, но нет ни одного человека, рожденного в 70-е, кто не знал бы этот мультфильм, при условии, разумеется, что тот смотрел телевизор.
Каждые каникулы его показывали непременно, и мы его смотрели раз за разом как впервые. А песни? Их знали все. «Мы бандито», опять же «Я Нептун, морское чудо». Все это и снял Давид Черкасский.
А еще он объединил настоящее море и рисованную яхту, это был по сути новаторский прием. Нет, Птушко еще до войны в «Новом Гулливере» соединил кукольную мультипликацию и реальных актеров, но то куклы. А здесь – рисунок. Замечу – 1976 на дворе, до «Кролика Роджера» еще лет двадцать где-то.
Отлично помню премьеру этого мультика, это было после Нового Года. Я сам тогда еще даже в школу не ходил, но отец с дедом хохотали во все горло, смотря его. Черкасский все сделал правильно – снимая мультфильм для детей, не забыл о взрослых, и потому каждый в его работе находил что-то свое. Я пару лет назад, переключая каналы, наткнулся на «Врунгеля», естественно стал его смотреть и в какой-то момент понял, что это не совсем тот мультик, который так любил в детстве. Теперь я вижу его немного по-другому, это, скорее, философская притча.
Следующая работа Черкасского была по Чуковскому и называлась «Доктор Айболит». Это было буйство красок и даже немного авангард. Возможно, даже буффонада. Врать не буду, я как-то не слишком проникся к этому мультфильму, но шума в свое дело он наделал немало.
Ну, а в 1988 году вышел собственно «Остров сокровищ», который сразу же стал невероятно популярным, причем не только среди детей. Взрослые с удовольствием смотрели его, а после обсуждали между собой. Совершенно нормальным явлением в те дни было распечатать пачку сигарет, напевая «Минздрав предупреждает – куренье это яд» или заупокойным голосом сказать: «Не женат». Помните характеристики пиратов и положительных персонажей? Там у каждого было «Не женат». Сильвер-то, правда, был женат, но, как мне думается, это не так и важно.
А вообще Черкасский к тексту отнесся крайне бережно. То есть – все реплики точно по книге. При этом само действо на экране, разумеется, сохраняло только общую событийную канву.
Что же до действа – оно было бесподобно. Количество блестящих шуток и аллюзий просто поражало. Одна песня про жадного мальчика Билли чего стоит. Раскрывающийся карман с медалями, лица пиратов в стиле «Маркс, Энгельс, Ленин», выкрик «Ходи, одноглазый» — это просто завораживает. По сей день завораживает. А пират, который как Рэмбо из пушки стреляет? А сцена поединка, когда сквайр рисует дверь и пишет «Свежий ром»? Лично мне кажется, что пока никто из отечественных мультипликаторов этот шедевр не переплюнул.
И, конечно, песни, сопровождающие фильм. На самом деле тут мнения разные есть. Кто-то их так и не воспринял, называя «вставными челюстями», кто-то наоборот, считает, что это лучшее, что в нем есть. Я даже видел версию без песен. Как по мне – не то. Я считаю, что одно гармонично дополняет другое.
Ну, а потом случилось то, что случилось. Распад Союза, кризисы всех мастей, в том числе и в кино. Увы, это сказалось и на творчестве Черкасского, ни одна его последующая работа до зрителя не дошла. Причем я уверен в том, что это были бы шедевры. Давид Янович хотел снять и продолжение «Острова сокровищ», уже совсем недавно, лет восемь назад, но опять не сложилось. Но, может, еще сложится? Я лично буду этого ждать.