20.03.2017
Фильмы кунг-фу
80-е
Видеосалоны и потихоньку появляющиеся у людей дома «видаки» открыли всем желающим в конце 80-х окно в мир большого жанрового кино. Нет, кое-что мы и без того видели – «Кинг-Конг жив» там, или «Конвой». Но в большинстве своем мы опирались на рассказы людей, побывавших «там» или критические высказывания комментаторов из «Международной панорамы». Мол – там у них в кино такое показывают! Кровища – рекой, страсти-мордасти всякие и все такое!
Во многом это было правдой, особенно если вспомнить тогдашние низкосортные боевики категории «С». На самом деле сейчас можно только поразиться – как мы все это могли вообще смотреть? Ну чушь же, причем большей частью невероятная. Но – смотрели, да еще как! Другого-то ничего не было.
Отдельной статьей проходили фильмы кунг-фу, они пользовались у нас особым уважением.
На самом деле возможно в большинстве своем это было вовсе никакое и не кунг-фу, в чистом понимании вида единоборства, но все фильмы, в которых герои имели азиатскую внешность и лихо махали ногами, подпадали под эту категорию.
Да, ради правды, не сильно они и отличались друг от друга, эти фильмы.
Что в них непременно было?
Герой – хороший парень, поначалу недотепа и даже неудачник, проводящий время в тщетных попытках научится искусству борьбы. Он мог быть храмовым послушником, водоносом, официантом или просто не пойми кем, но главное было одно – у него имелся талант великого бойца, правда пока не активированный. Как правило этот славный парень носил белую рубаху и черные портки. Чаще всего начинал делать успехи в обучении после большого душевного потрясения – гибель родителей, изнасилование любимой девушки, смерть первого учителя, сожжение родного города, захват родного края внешним агрессором, извержение вулкана. К концу фильма он изобретал собственный стиль кунг-фу, становился непобедимым и невозмутимым.
Героиня – была не всегда. Но уж если была – то непременно красавица, довольно неплохо владеющая боевым искусством, чаще всего – сабельным боем. Китаянки с широколезвийными саблями – это всегда красиво. Часто – дочка мастера боя, отошедшего от дел. Иногда в начале фильма ее убивали, иногда насиловали – надо же герою получить эмоциональную встряску? В отличии от западных фильмов, женщин в подобных лентах редко жалели, и свадьба в финале не была непременным условием. Иногда про девушек и вовсе забывали. То есть – ее изнасиловали, герой за это отомстил, но сказать об этом бедолаге даже и не подумал.
Покопался в памяти, но так и не вспомнил ни одного фильма тех времен с главной героиней-девушкой. В 90-х они уже встречались, феминизация, однако. А тогда – не было таких. Нет, в Штатах имелась Синтия Ротрок, но то Штаты.
Учитель главного героя. Как правило – комичный персонаж, черт знает как одетый и несущий всякую околесицу. Часто хронический неудачник и хронический алкоголик. В прошлом – великий боец, под гнетом обстоятельств забросивший это дело. Главного героя встречает случайно, учить его ничему не хочет, но совместно пережитые приключения и опасности открывают ему глаза, и он понимает, что не должно его мастерство умереть вместе с ним от цирроза печени. В большинстве случаев учитель главного героя не доживал даже до середины фильма, выполнив свою миссию, он погибал от рук главного злодея. Или просто куда-то уходил и не возвращался. А про него никто и не вспоминал.
Главный злодей. Он всегда был элегантен. Он носил белые одежды и белые же тапочки, у него были длинные белые волосы, собранные на затылке в пучок, усы и борода такого же цвета. Впервые появлялся он на экране очень эффектно, спускаясь как ангел откуда-то сверху, и сообщая всем:
— Ха-ха-ха! Вы думали, что для вас все кончится так просто?
После этого он непременно кого-то убивал, до полусмерти избивал главного героя, тыкал в его сторону указательным пальцем и говорил:
— Я оставил тебя в живых только потому, что ты никто и всегда будешь никем.
Естественно, что он это делал зря, поскольку после этого сразу было ясно – теперь ему точно карачун настанет.
Друг главного героя – увалень и добряк. Боец никакой, но это не главное. Главное – он был готов умереть за друга. И, как правило, умирал. Герой перед финальной битвой должен остаться один.
Исторический фон и знаковые места – В первую очередь это, конечно, монастырь Шаолинь. Не знаю, на самом ли деле он дал такое количество великих бойцов, как нам это показывали, но если да – то это прямо кузница кадров какая-то была. Каждый третий фильм назывался «Смертельные пальцы Шаолиня» или «Непобедимый меч Шаолиня».
Что до исторического фона – чаще всего дело происходило во времена захвата Китая кем-то. Манчжурами там или японцами. Особенно часто это использовал в своих фильмах Джеки Чан.
Финальная схватка. Как правило, ей предшествовали несколько поединков попроще, в которых герой обретал уверенность в себе и попутно устранял всех приспешников главного негодяя. Немного потрепанный, с расцарапанной щекой и оторванным рукавом он представал перед антагонистом, они обменивались парой фраз, а после начиналась битва добра со злом. Была она достаточно долгой, минут на восемь-десять, в ее процессе герой непременно сначала вроде как терпел поражение, но потом находил в себе силы и таки побеждал! Отдельно замечу, что американцы эту схему у китайцев потом позаимствовали, и в каждом фильме про единоборства использовали. До идеала же ее довел Жан Клод Ван Дамм. Его под конец всегда били нещадно, практически калечили. И вот когда уже вроде было все, его персонажу наступал капец, Ван Дамм вспоминал что-то важное — лицо учителя (друга, девушки, погибшего брата, любимой собачки, биг-мак, пасик для магнитофона), кричал окровавленным ртом «ААААААААААААААА!», выпучивал глаза и показывал злодею, чем его пятка пахнет. В смысле – сразу пробивал «вертушечку».
Сюжет – а вот это на самом деле был необязательный элемент. Если у того же Джеки Чана что-то подобное еще встречалось, то в ряде фильмов собственно смысла было не больше, чем в немецкой порнушке. Да и диалоги были по содержательности и длине такие же.
— Моё кунг-фу лучше твоего!
— Кто тебе это сказал?
— Женщины в соседнем монастыре!
И понеслась драка минут на десять.
Но, собственно, мы от этих фильмов ничего другого кроме драк и не ждали. Снято это все было здорово – экзотика, костюмы, атмосфера, отточенные движения, прыжки, хлесткие звуки ударов – это все завораживало.
Правда, все это быстро приелось. Мода на фильмы кунг-фу сошла так же быстро, как и появилась, в середине 90-х их уже никто не смотрел — времена изменились и требования к кино – тоже.