25.02.2017
«Библиотека приключений» (окончание)
Во-первых, надо сразу пояснить, почему давно не обновлялся блог. Все просто – мастер ключей и паролей Тема проводил работы на сайте, оптимизируя и улучшая его. Знаю, что лучшее враг хорошего, и все-таки – это правильно он делал, за что ему низкий поклон. Зато теперь сайт не будет «падать», что с ним в последнее время случалось. Еще раз – Тёма, спасибо тебе!
Ну, и к теме поста. Я все-таки решил закрыть тему, на которую уже писал, а именно довести до ума сказ про «Библиотеку приключений». Так что те, кому букинистические дела неинтересны, могут этот пост и пропустить. Нет-нет, не в смысле – не нравится – не читай, просто это на самом деле не всем интересно. Я вот – букинист со стажем, а потому мне поговорить про книжные дела минувших дней всегда приятно.
Так вот. Во времена перестройки книжное дело переживало «бум», я про это еще в том году писал. Чего только не публиковалось, мама моя! Ну, и естественно, это не могло не затронуть ряд титульных, как бы сейчас сказали «брендовых» серий советской эпохи. И в первую очередь это затронуло именно «БП».
Году в 1993-1994 сразу два издательства начали штамповать книги в серийном оформлении «Библиотеки приключений». Как видно само название было защищено законом, потому как в обоих случаях к нему было добавлено другое слово. Московский «Диамант» назвал свою серию «Библиотека приключений продолжается», а ярославское «Нюанс-РПД» — «Новая библиотека приключений».
Надо заметить, что обе серии пользовались большим спросом, народ реагировал на с детства знакомые обложки. Собственно, и у меня дома стоит десятка полтора томиков «Диаманта» и три «Нюанса». Ярославские книги вообще пореже встречались, уж не знаю почему, только «Славянский меч» Финжгара везде долго лежал, остальное — нет. А жаль, поскольку они были более чем неплохи. Качество переплета было отличное, подборка произведений очень любопытная и, что немаловажно, они были с оригинальными, специально подготовленными для данного издания иллюстрациями, которые создавали очень и очень хорошие художники. Например, «Старика Хоттабыча» иллюстрировал А.Петров, а «Капитана Блада» — И. Сакуров, тот, который сейчас работает с Акуниным. Вышло в этой серии всего двенадцать томов и почти все они ныне – редкость. Не антикварная, понятное дело, но – редкость. Опять же – жаль. Я вот того же «Капитана Блада» давненько на развалах спрашиваю, да и от «Борьбы за огонь» не отказался бы.
Отдельно отмечу, что именно в этом издании впервые за полвека была опубликована первая редакция «Старика Хоттабыча», та, что 1939 года выпуска, здорово отличающаяся от той версии, к которой мы все привыкли с детства. В общем – молодцы ярославцы.
«Диамант» же брал количеством, увы, частенько забывая о качестве. Бумага у книг была самая дешевая, обложки хоть и с позолотой, но очень посредственные и пахнущие клеенкой.
Зато подбор авторов и книг был очень недурен. Они не пошли простой дорогой, перепечатывая классических «Всадников без головы» и «Таинственных островов», они предпочитали выдавать редкие, а то и впервые переведенные на русский язык шедевры мастеров приключенческой прозы.
Например – первые три романа цикла «Короли океана» Густава Эмара под общим названием «Золотая Кастилия» или вообще неизвестный никому в СССР Зеб Грей, с историями «фронтира». Если бы мне эти романы попали в руки не в 1994, а на десять лет пораньше…
Причем они не забывали и наших авторов, что приятно. И тоже – оригинальничали. Например, один из томов состоял из повестей Георгия Свиридова, сейчас увы, почти забытого, но очень хорошего автора. Выпустили «Изгнание владыки» Адамова, «Остров погибших кораблей» Беляева. Последним, кстати, они на мой взгляд восстановили историческую справедливость. По идее, романам Беляева следовало попасть если не в «БП-1», то уж в «БП-2» — точно.
Вышло всего томов 40 за два-три года, а после серия «сдулась», как это не грустно. А может не серия, может и издательство, не знаю. Тогда они, издательства, появлялись и умирали только так.
Последними же, кто приложил руку к этой великой серии, были «Эксмо», причем не так и давно, на заре этого века.
Они не стали ничего добавлять к изначальному названию и серийному оформлению, оставив его хрестоматийным. Более того – даже опубликовали несколько книг из тех, что были в двух первых оригинальных собраниях, например, тех же «Похитителей бриллиантов», «Робинзона Крузо» или «Алые паруса». Правда, при этом они снабдили данные романы новыми иллюстрациями, созданными именно для данной публикации.
Что до иных авторов – «Эксмо» не пошло путем «Диаманта», что вполне объяснимо – изменились времена, новинками людей было уже не удивить. Они сделали ставку на классику. «Капитан Сорви-Голова», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров» — вещи проверенные временем. Плюс – классика фантастики, вроде «Я, робот» Азимова. И к этому – классические советские произведения – «Васек Трубачев» Осеевой, все тот же «Хоттабыч», «Республика ШКИД». То есть – все по уму. Собрав эту серию, можно было обеспечить любимое детище хорошими книгами надолго. Заметим –хорошими во всех смыслах. Я сейчас про полиграфию. «Эксмо» — это «Эксмо», они себя и тогда уважали.
Но к 2003 году и эта серия иссякла. С тех пор никто ничего под брендом «Библиотека приключений» не выпускал. Но при этом мне кажется, что история этой серии еще не закончена. Да что там — даже наверняка не закончена. По крайней мере я в это верю.