Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

27.01.2017

27.01.2017

«Татьянин день»

По идее это пост должен был появиться позавчера, но я чего-то как-то закрутился, то, се… В общем – все как полагается для бывалого студента. Ну, и потом – в России самое сложное для студента не сдать экзамен, а вспомнить о нем, потому и пост будет чуть погодя, а не вовремя.

Как я уже писал, я признаю не очень большое количество светских праздников. Мне непонятно, отчего, допустим, праздником числится католический Хэллоуин или «День примирения и согласия». Против них я ничего, разумеется, не имею, но и «поздравлялки» в «вотсапе» мне по этому поводу неясны.

А вот «Татьянин день» я признаю, как настоящий, исконный праздник. У него есть причина, следствие и история, напрямую уходящая корнями в наше прошлое. Как по мне, праздник должен иметь хоть сколько-то объяснимый повод, относящийся к стране, в которой празднуется.

Итак – откуда есть пошел «Татьянин день».

Дело было в веке веселом, великом и страшном, веке восемнадцатом. Надо заметить, что практически любой век российской истории можно назвать таковым, но осьмнадцатый век все равно стоит особняком. Начинался он с свершений Петра, который всю Россию в известную позу поставил, ознаменовался огромным количеством переворотов, злодеяний и великих дел. Оно всегда так бывает – великое шагает рядом с страшным.

И вот где-то посередине века, в аккурат между десятилетним кровавым угаром Анны Иоанновны и просвещённым абсолютизмом Екатерины Второй, в царствование веселой императрицы Елизаветы Петровны и произошло вполне себе судьбоносное событие. Было решено учредить Московский университет.

Надо заметить, что до того на Руси ничего такого не водилось. Нет, образовательные учреждения были, но готовили они в основном военные кадры. Вспомните все тех же «Гардемаринов», действие которой происходило как раз в это самое время. Вся веселая троица училась в навигацкой школе, кою еще Петр Алексеевич учредил.

А вот гражданских специалистов, говоря по сегодняшнему, в России не готовили. Кого попроще – учили на местах, в доме родном, а если требовался совсем уж профессионал – отправляли недорослей учиться за границу, в Германию как правило, в Штеттин или еще куда.

Дело это было недешевое и частенько безрезультатное. Какая-то часть студентов попросту обратно не возвращалась, осев за рубежом, какая-то спивалась, кому-то совсем не везло, и они попадали в лапы рекрутеров, которые шустро сплавляли их в армию Пруссии или Саксонии. Кстати, Ломоносова тоже как-то раз таким образом загребли, он же парень рослый был, а король Фридрих великанов сильно уважал и даже сформировал из них особый гренадерский полк. Если бы не смекалистость Михайлы Васильевича, не видать бы нам великого ученого. Он успел удрать со сборного пункта до того, как его в часть отправили, буквально в последний момент. Причем рванул в прямом смысле слова через границу.

Так вот – не было у нас своего ВУЗа и это все того же Ломоносова очень печалило. Он уже и стихи по этому поводу Елисавет Петровне написал, мол:

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

И все никак. Но вода камень точит, к делу основания университета подключился один из самых интересных людей той эпохи, «ночной император» Иван Шувалов. Его рачением и удалось подписать указ об основании Московского университета. И случилось это в день именин матушки Ивана Шувалова, Татьяны, 25 числа, месяца января года 1755 от Рождества Христова. Ну, формально тогда было 12 января, но это не суть, просто после революции календарь меняли.

Вот так и появились на земле русской сразу два явления – студент и его, студента, праздник.

Эта парочка отлично вписалась в российский быт. Да и как по другому-то быть может? Студент – он же соль от земли нашей. Он обоего пола, он немного раздолбай, он весел и безмятежен, когда надо – отважен и безрассуден, он любит выпить, закусить и попеть. Когда надо – он лирик, когда надо – физик. Он умеет работать, но еще больше умеет лениться. Он честен с собой, но охотно врет остальным. Нет, за рубежом тоже есть студенты, но это немного не то. Они говорят про какое-то «личное пространство» и живут, в, прости господи, «кампусах». «Общага» — вот истинный дом студенчества. А не «кампус» какой-то.

И праздник этот прижился. Официальным он не стал, но студентам и не нужен официоз. Они знают свои даты и про них не забудут.

Ну, и закончить пост я хотел бы фразой из романа Михаила Чулкова, который был написан еще в том славном веке, веке восемнадцатом. Точнее не скажешь, согласитесь:

«Смею основательно заверить тебя, мой любезный читатель, что еще не уродилось такой твари на белом свете, которая б была отважнее российского студента!»

27.01.2017: 1 комментарий

  1. Слышал по радио байку.
    К столетию основания Московского университета выпустили медаль на которой отчеканили лики Императрицы, Михайло Васильевича и графа П.И.Шувалова. Который собственно Иваном Шуваловым ни разу не являлся. И к университету отношение имел ну как я примерно.
    На претензии внимательных знатоков ювелиры резонно ответили: «Сказали графа — нарисовали графа»

    Мораль: Своевременно оформляйте документы на высокие звания, даже если все и без них вроде бы знают, кто на Руси император.

Комментарии запрещены.