27.10.2016
Раздел «Веяния времени»
Октябрята
Давеча был на родительском собрании. Чадо мое похвалили, хотя, с другой стороны, за одну четверть первого класса он особо накосячить и не успел бы. Это ну очень постараться надо. Вот если его годика через четыре на очередном собрании тоже похвалят – вот тогда да, это повод для гордости будет, и немалый. Я, например, подобным похвастаться не мог. Нет, не совсем пропащий был, но при этом и хвалить меня особо не за что было.
Ну ладно, не о том разговор.
Среди обсуждаемых мероприятий на ближайшую четверть речь зашла о мероприятии, которое будет вот уже совсем скоро, в середине ноября. Называется оно «Посвящение в первоклассники».
Сначала я удивился – что-то запоздалое оно какое-то. Люди два месяца уже лямку тянут, куда уж тут их посвящать? Это надо было в сентябре делать.
А потом я сообразил – все верно. Время прошло, традиции пеплом подернулись, а десятилетиями выработанный рефлекс ноябрьского мероприятия остался. В ноябре первоклашек принимали в октябрята, в аккурат в эти же числа. Так сказать – кот ушел, а улыбка осталась.
Про советскую эпоху сейчас много чего говорят – и хорошего, и плохого. Но вот с чем-чем, а с традициями, ритуалами и строго выверенной социальной работой с подрастающим поколением там все было в порядке. В отношении детей – особенно.
Всякое дитя, попав в школу, автоматически вступал на путь будущего строителя коммунизма – и это я не иронизирую. В школе было три первых ступени, по которым просто-таки был обязан пройти всякий ребенок (а позже подросток). Первая – октябренок, вторая – пионер, третья – комсомолец.
Первую и вторую миновать было никак нельзя, тут без вариантов. Больше скажу – самое жуткое было не стать тем или другим. Это было если не позором, то чем-то подобным, и, если про кого-то говорили: «Его даже в пионеры не прияли», это значит, что все плохо, человек совсем уж никудышный и дело с ним иметь никак нельзя. По крайней мере в мое время было так.
В комсомол можно было и не вступать, тут было некое допущение вольности, но за ним крылся и определенного рода риск. Не комсомолец заранее ставил себя в невыгодное положение в контексте своего дальнейшего послешкольного существования. Например – в части поступления в ВУЗ. Без комсомольского значка в большинстве из них запросто можно было получить от ворот поворот. А в какие-то, вроде МАДИ или МАИ, без него даже и соваться не стоило.
И если для девушек это было еще не столь смертельно, то юноша-нонконформист в результате этого запросто мог отправиться в армию, где его уже никто не спрашивал – хочет он вступать в комсомол, не хочет. Просто принимали в него – и все. В нашей роте все как один. Что «как один»? Всё как один. Это было законченное предложение.
Но про это – потом. А сейчас – октябрята.
Это был красивый ритуал. Помню, как меня в них принимали, кстати – чуть ли не единственное воспоминание о том безмятежном времени, в разрезе начальной школы, разумеется.
Наши оба класса отвели в актовый зал, выстроили по принципу «мальчик-девочка», напротив нас стояли старшеклассники и старшеклассницы, все нарядные, в парадной пионерской форме.
Потом директор и завуч сказали речи, как раз про то, что мы взошли на первую ступеньку, что мы будущее страны, ну, и так далее. После заиграл гимн СССР, старшеклассники подошли к нам и каждому прикололи по октябрятской звездочке – красивой, с красными лучами и кудрявым Володей Ульяновым в центре.
И еще подарили ко книжке «Конек-Горбунок», в которой было написано на титульном листе «На память первокласснику 611 московской школы в день принятия его в октябрята». Ну, или что-то в этом роде, я уже детально не помню.
А потом все хлопали в ладоши, и я тоже, скашивая глаза на грудь и смотря на красно-рубиновую звездочку на своей белой рубашке
И знаете – я так гордился! Я был горд за себя, что я стал октябренком, за своих друзей, за свою школу, за то, что я живу в своей стране. Черт, это было приятное чувство. Это вообще, как мне думается, очень важно для ребенка – ощущать себя гражданином великой страны, которая, если что, всегда встанет на твою защиту. Да и не только для ребенка это важно, на самом-то деле.
Жаль, что мой сын не может испытать в полной мере подобное чувство. И потому что октябрят уже нет, да и других причин, в основном геополитических, хватает.
Фотография взята из открытых источников.