Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

30.01.2017

30.01.2017

Раздел «Тихие радости»

Фантики и вкладыши.

В славные времена моего детства (а детство и юность всегда проходит в славные времена, даже если они выпадают на зомби-апокалипсис или эпоху торжества демократии) некоторые предметы, которые сегодня считаются совершенно бессмысленным мусором имели достаточно большую ценность.

Например – пустые бутылки из-под импортного спиртного. Куда мы их сейчас деваем? Правильно, в «мусорку» выкидываем. А тогда их ставили на полки в кухне, делая частью интерьера и как бы говоря гостям: «Да, мы и такое пили».

Или нашлепки, молнии и пуговицы от джинсов, выработавших свой срок носки. Ну кому сейчас в голову придет их аккуратно их спарывать и убирать в специальную коробочку? Зачем? А тогда это было нормой вещей.

Но это у взрослых. Что до детей – там тоже были свои раритеты. Одним из них были фантики и вкладыши от иностранных жвачек.

Про сами жвачки («жевки», «бублгумы») рассказывать сегодня не буду, как-нибудь потом отдельный пост напишу. Там тема такая, серьезно-многогранная. Скажу только, что при полном отсутствии в открытой продаже этого товара, мы знали почти весь западный ассортимент этого сегмента рынка.

Правда знанием этим с абы кем делиться не стоило – даже в том нежном восьми- двенадцатилетнем возрасте мы уже хорошо знали, что фразы вроде «Вот у них жвачки так жвачки» или «Ну почему у нас такое не делают» могли выйти боком. Вероятность того, что эти слова дойдут до ушей учителей, была немаленькая и в результате языкастому товарищу могло крепко нагореть за «низкопоклонство перед Западом». Не то, чтобы среди нас было много «отважных барабанщиков», хотя и они водились, просто не все еще соображали, что следует рассказывать родителям, а что нет. Ну, а родители – они разные были. Помню, классе эдак в третьем, чуть ли не показательный суд устроили на классном часе над одним мальчишкой за то, что он приволок в школу комикс, который ему привез отец откуда-то оттуда. Был бы это безобидный французский «Пиф» или хотя бы «Микки Маус» — еще ничего. А это был какой-то «ДС»-шный боевик, само собой не помню какой, но они у них все будь здоров какие  — «бах», «трах», полуголые гражданки с третьим номером.

Ух, как бедолагу вожатые-старшеклассники песочили! И так его, и эдак, за «пропаганду западного образа жизни», и за «непонимания нашего образа жизни». Он, бедный, аж расплакался.

Что примечательно – комикс после классного часа пропал куда-то. Вроде лежал на стол, ан – и нет его. Сдается мне, что кто-то из вожатых его тогда позаимствовал. На предмет изучения неприемлемой для советского человека культуры вероятного противника.

Так что коллекции фантиков и вкладышей показывать можно было всем, но вот откровенничать по поводу их расширения стоило только со своими.

Самыми частыми экземплярами в коллекция были фантики от жвачки «Wrigley’s». Тогда подушечек еще не было, были прямоугольные пластинки, в пачке их было пять. Думаю, именно по этой причине, и еще по причине дешевизны, они встречались в Союзе чаще других.  Котировались они не слишком высоко, но зато обладали приятным запахом. Особенно хорош он был у разновидности «Джуси Фрут».

Второй по популярности была жвачка «Donald», это в плане фантиков. В плане же вкладышей она была по жизни «номер один». Каждый из них был маленькой историей из жизни веселого утенка и считалось хорошим тоном иметь как минимум десяток таких вкладышей. Причем чем больше рисунков на нем было – тем он был дороже. У меня был один на шесть кадров, так чего мне за него только не предлагали! А у одного пацана я видел восьмикадровый, так он его потом на 12 солдатиков-«американцев» сменял. Это была очень высокая цена.

Третьей по популярности была жвачка «Brooklyn», она тоже была пачечная, но не обладала приятным запахом. Фантики от нее вообще ничем не пахли.

Это что касается фантиков. Если же говорить о вкладышах – там четкого хит-парада не было. Лидер – да, «Donald», а следом за ним шла невероятная разносортица. У нас на Новаторов, например, ценились вкладыши с изображением иностранных машин и мотоциклов.

Сразу – всякие «Love is», «Turbo», Bombibom и тому подобных – они появились в наших краях куда позднее, только в 90-х, когда в Россию хлынули товары из Польши и Турции. В 80-х мы про них слыхом не слыхивали.

Фантики и вкладыши были одной из самых устойчивых школьных валют, предметом обмена, коллекционирования и даже игры.

Играли в «фантики» просто и незамысловато. Два (или более) фантика клались один на другой, потом игроки разыгрывали на «камень-ножницы-бумага» право первого удара, и победитель хлопал ладонью по тому месту, где предмет игры лежал. Если фантики (или фантик) переворачивались на обратную сторону – он выиграл. Если нет – бил второй игрок. Ну, и до победного.

Была масса тонкостей в правильном ударе, надо было складывать ладонь особым образом, создавая в месте хлопка необходимый вакуум. Правильная постановка удара отрабатывалась дома часами. Что часами – неделями! Профи умели поднимать и переворачивать одним ударом до 10(!) фантиков. Сам видел как-то раз такое.

Велась игра и на вкладыши, но на это многие не шли – очень уж большие выходили ставки. Потеря фантика – не беда. А вот потеря вкладыша – это уже серьезно. Не так уж и много у нас их было.

Скорее всего тем, кто пошел в школу году в 1989-1991, это покажется смешным, в их время и фантиков, и вкладышей было уже завались. Что до нынешних школьников, то для них это, наверное, вообще дикость невероятная, я так думаю. Но так было. И было совсем недавно – всего каких-то 35-40 лет назад.

И это было здорово. Потому что в детстве все здорово.