Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

09.08.2016

Раздел «Книги»

Книжный бум начала 90-х

В конце 80-х ветры свободы над 1/6 частью суши дули все сильнее, народ потихоньку начал понимать, что времена меняются, а некоторые граждане, те что посмекалистей, даже сообразили, что уже можно делать то, чего еще вчера делать было нельзя.

И они начали действовать. Кто-то рванул «челноком» за товарами, комсомольские вожаки начали раскручивать видеосалоны и оптовую торговлю техникой, а кое-кто подался в издательский бизнес, который обещал огромные прибыли.

И они (прибыли) не заставили себя ждать.

Уже к началу 90-х везде где только можно и даже где нельзя появились столики на металлических ножках просто до отказа забитые книгами в цветастых обложках. Им тут же присвоили название «книжный развал». Почему «развал» — никто объяснить не мог.

Наш народ, привыкший к тому, что хорошую книгу сначала надо поймать, а потом беречь, чтобы не зачитали не мог поверить своим глазам – Чейз, Макдональд, Азимов и еще куча совершенно незнакомых им авторов лежит вот так, просто. И ты можешь прямо-таки взять и это купить! Если, конечно, у тебя есть деньги.

Издательства росли как грибы после дождя, их было не просто много, а невероятно много. «Равлик», «Хронос», «Тролль», «Фантакрим», «Аргус» — замучаешься перечислять. И это только из двух столиц, а еще были прибалтийские издатели, молдавские и даже грузинские.

О соблюдении авторских прав не думал вообще никто, каждый печатал то, что хотел. Причем частенько один и тот же роман одного и того же автора можно было встретить под пятью-шестью разными названиями. Например, роман Чейза «Как дырка в голове» (Like a Hole in the Head) я видел минимум по шестью названиями, причем некоторые из них были вообще очень труднообъяснимы. Как вам – «Клеймо «Красных драконов» или «Хиппи на дороге»?

С Чейзом вообще все было интересно. Его практически монополизировали усатые генацвале из Тбилиси, основавшие издательство с труднопроизносимым названием, что-то вроде «Хеловнеба». Они выпускали по два тома Чейза в месяц в течении лет, наверное, трех, причем в каждом томе было по 4-5 романов известного автора. Все бы ничего, но вот только он (Чейз) за свою жизнь написал всего то ли 42, то ли 46 романов. Откуда взялись все остальные, знают только Кавказские горы. Ради правды стоит отметить, что качество издания – обложка, бумага, перевод – было очень высокое, что в те времена являлось редкостью.

Да что Чейз. Куда сильнее досталось уважаемому мной Майклу Муркоку. Его вот не печатал только ленивый, причем при составлении сборников (а его, как правило, печатали сборниками, в силу того, что произведения у него невелики) никто не учитывал тот факт, что чаще всего одна книга является продолжением другой. Повезло только «Хроникам Корума», «Северо-Запад» опубликовал сначала первую часть трилогии, а после и вторую в хорошем переводе и последовательно. Остальным повезло меньше.

«Хроники Хокмуна» обозвали «Рунным посохом», что, в принципе, отвечало содержанию четырех романов и даже первоначальному авторскому названию и издали колоссальным тиражом, причем сделали это сразу несколько издательств – от «Северо-Запада» до каких-то вообще никому неизвестных.

Но вот только почему-то никто не стал переводить оставшиеся три части, входившие в этот цикл и лично я аж до 1996 года был уверен в том, что тем все и кончилось, что почти все погибли, а главный герой сошел с ума. Каково же было мое удивление, когда «Меч и посох» опубликовал окончание этих «Хроник» и я выяснил, что погибли не все.

Но Хокмун еще повезло, если по кому и проехались катком, то это по Эльрику из Мельнибонэ. Наивный Муркок не подозревал, творя произведения о нем в форме сборников рассказов, что в далекой России их и не подумают печатать последовательно, а просто будут выбирать те, у которых названия наиболее звучные. А все было именно так, и читателям приходилось догадываться, кто такой Мунглум из Энвера и с какого перепуга он вдруг начал таскаться с принцем-альбиносом. Одно хорошо – заглавный роман цикла печатали в любом издании, так что хоть было понятно – кто такой этот Эльрик вообще.

Но это частности, а вообще это были не такие уж плохие времена. Ну да, вместе со стоящими книгами, с Гариссоном, Шекли, Говардом, Спиллетом, МакКаммоном и многими другим ливанул целый поток и очень-очень средней литературы, всякие «Звездные выродки» и «Приключения космической шлюхи», но в принципе – и на эти книги находился свой читатель. В конце концов, для многих тот же Говард тоже был низкопробной литературой.

Но о Говарде и нескольких издательствах, переживших 90-е – поговорим завтра.

Фотография взяты из открытого источника