Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

10.08.2016

Раздел «Книги»

Книжный бум начала 90-х (окончание)

«Дикий» рынок книг в России на самом деле существовал не так уж и долго. Основной бум пришелся на конец 80-х – начало 90-х, но уже году к 1993 все пошло на спад.

Дело было даже не в том, что читателей стало меньше, дело было в том, что на рынок стали приходить серьезные игроки, которые имели не только желание по-быстрому рубануть легких денег, забабахав за пять копеек на почти разорившихся полиграфических комбинатах тираж очередного шедевра с громким названием вроде «Вампиры Кремля». Эти издатели понимали – нужна стратегия, нужна концепция – и тогда у них есть шанс захватить приличный сегмент рынка, поскольку свобода печати и предпринимательства, похоже, пришла надолго.

Первым серьезным игроком лично я считаю питерский «Северо-Запад», политикой которого на его старте, году в 1991, рулил Геннадий Белов. Именно этот человек познакомил меня и еще невесть какое количество людей с настоящей фэнтази, на которой можно ставить знак качества.

Началось все с Муркока. По зиме 1991 на прилавках появилась очень недорогая и невзрачная с виду книга с синей «волосатой» (это когда потер обложку – и на пальцах остались волокна от бумаги, пошедшей на нее) обложкой, цифрой «1» на корешке и названием «Повелители мечей». Так стартовала одна из самых именитых серий фэнтази, в народе известная как «желтая серия».

«Желтая», правда, она стала не сразу, еще несколько томов вышло с картонными дешевыми обложками, но зато бешеным тиражом и с копеечной ценой. Они приучали читателей к мысли, что «СЗ» фуфло не выпускает.

Следом за Муркоком был выпущен Ланье, первые две повести «Янтарных хроник» Желязны (правда его почему-то обозвали Зилазни) и Андре Нортон с началом цикла о «Колдовском мире».

А потом вышел «Властелин колец», тот самый знаменитый «Северо-Западный» однотомник с книжкой приложений.

Сегодня это уже библиографическая редкость. Нет, купить его можно, но – тем не менее. И, кстати, долгое время был единственным, которое собрало все три тома под одной обложкой, в следующий раз однотомником Толкиен вышел только в следующем веке, в «Азбуке».

А еще — именно с него идет отсчет «желтой серии», он был первым «суперским» изданием. Издатель, поняв, что читатель завоеван, перешел на более презентабельную форму. Теперь это были псевдокожаный переплет и «суперобложка» желтого цвета, причем – серийная. То есть – на полке выстраивался ряд однотипных книг, что всегда радует глаз библиофила.

Года три «СЗ» исправно снабжал читателей отменной литературой – Лаумер, Пратт, Лейбер, Маккенфри, Курц, Пол Андерсен, Ле Камп – там очень большой список.

Но и это не все. В 1992 Белов делает следующий шаг – в начале осени на «развалах» появляется толстая книга с названием «Конан и четыре стихии», включающая в себя три романа о самом популярном фэнтази-герое.

Тут я много чего могу написать и рассказать – но оставлю это дело для отдельного поста. А то и двух, ибо сага о Конане для меня значит очень много.

Последним же проектом Белова в «Северо-Западе» стала «Сага о копье» — но и это тема отдельного поста. После он уходит в «Азбуку» — и та резко поднимает свои ставки, начав выпускать «Сагу о великом воителе» и продолжив «Сагу о копье»

Тем временем не дремлют и другие издательства.

В 1992 году выпускает первые книги в серии «Фантастический боевик» молодое московское издательство «Альфа-книга» (или тогда еще «Армада»?). Сначала это иностранные же авторы, но из первого эшелона – Берроуз, Картер, Фармер. Хотя, ради правды, там мелькают и имена отечественных авторов, из известных – Павлов, Головачев, Гуляковский.

Свой сегмент рынка начинает забирать себе «Эксмо». Поняв, что народ наелся крепкими американскими парнями с квадратными челюстями и сигаретой в углу рта, оно запускает две титульные серии – полноформатную «Черную кошку» и «покетбуки» «Русский бестселлер». Чикагских гангстеров сменяют отечественные братки и народ воет от восторга, сметая тиражи с прилавков. Проза жизни – она всегда в чести.

Впрочем, и про другие жанры «Эксмо» не забывает.

«Терра» тем временем прибирает к рукам классику жанра, выпуская под брендом «Классическая библиотека приключений и научной фантастики» многотомники Конан Дойла, Майн Рида и других отцов-основателей.

Увидев, что наше читают не хуже «ихнего», а может, даже и лучше и другие издательства начинают экспериментировать. В 1994 году «Азбука» выпускает «Волкодава» Марии Семеновой и «Гибель Богов» Ника Перумова, буквально взрывая мозги читателей. Я прекрасно помню, как читал эти книги, буквально рыча от восторга.

Нет, «Кольцо тьмы» Перумова уже вышло в «желтой» серии «Северо-Запада», но то был сторонний мир. А тут – оригинальный, мрачный, напоенный древними легендами. Это была бомба. Причем – отечественная бомба!

Ради правды, надо упомянуть еще одного отечественного автора, который даже опередил Семенову и Перумова. Речь идет о Юрии Никитине. Его великолепные «Трое из леса» вышли в «Равлике» на год-полтора раньше, но выстрелили почему-то позже, уже тогда, когда его публиковал «Центрполиграф»

Вот где-то в это время и кончилось книжное издательское раздолье для всех желающих. Рынок сформировался, прозвучали слова «авторское право», появилось понятие «редакторский портфель», и сторонним игрокам, тем, кто не понимал, что времена изменились, на нем нечего было больше делать. Нет, новые издательства появлялись, и появляются по сей день, но дилетантов больше на эту поляну не пускали.

В 1994-1995 году мелкие издательства лопались с той же интенсивностью, с которой когда-то появлялись. Или даже не лопались, а просто тихо умирали. Наступала новая эпоха.

Фотография взяты из открытого источника

: 1 комментарий

  1. Это да! Северо-Запад в начале 90-х был как глоток чистого воздуха в фантастике. Помню попал я в Питер в 92 году и зашел в книжный магазин, вроде на Невском. Я понял, что это рай =). Правда купил не много — что вы хотите, студент приехал в гости к жене брата. Но две книги Рассела и одну Азимова точно помню — купил. Ну и, по-моему, стоит упомянуть еще Рижское издательство Полярис. Оно вроде тоже в начале 90-х появилось. По крайней мере первый том серии «Миры Гарри Гаррисона» я купил в 91-м. А потом понеслась: Желязны, Хайнлайн, Азимов, Шекли, Андерсон, Фармер — это то, что я покупал и хорошо помню. До сих пор на полках стоят. Жаль, что как-то резко оно пропало и некоторые серии Миров так и остались незаконченными.

Комментарии запрещены.